Каунас - зеркало истории и культуры Литвы Интересные места - Интернет-путеводитель

Версия для печати

При посещении Вильнюса стоит приехать на один день в соседний Каунас При посещении Вильнюса стоит приехать на один день в соседний Каунас. В чем феномен Каунаса? Его история, историческая архитектура, мультикультурализм или индустриальный характер этого города? Вы можете ответить по-разному ...

Каунас является одним из старейших городов Литвы, который находится в Каунас является одним из старейших городов Литвы, который находится в   слияние Виллы и Нямунаса слияние Виллы и Нямунаса. История Каунасского замка восходит к 14-му веку как цитадели, защищающей Литву от вторжения тевтонских рыцарей. Однако они много раз завоевывали замок, способствуя строительству укрепленного замка во 2-й половине 14-го века. Ситуация в замке стабилизировалась только в конце XIV века. Примерно с 1398 года в Каунасе развивалась ганзейская торговля, что в значительной степени способствовало ее динамичному развитию. В 1408 году Вилеки, принц Литвы, Витольд предоставил городские права на Коун. В течение современных времен, вплоть до конца восемнадцатого века, город быстро развивался, в основном занимаясь торговлей зерном. В первой половине 19 века произошел крах торговли и массовой эмиграции населения. Эта ситуация была вызвана, среди прочего Франко-советская война и народные восстания 1830 и 1864 годов. В 1918-1940 годах Каунас стал столицей Литвы, тогда отмечается его лучший период развития. Общая и сложная история Польши и Литвы означает, что история Каунаса нам ближе. В 1919 году поляки составляли почти 45% населения города, в настоящее время их менее 0,5%. В настоящее время Каунас является вторым по величине после Вильнюса культурным центром и крупнейшим промышленным центром страны. В 2008 году он отмечает 600-летие с момента получения прав города.

Зайдя на рынок, невозможно не заметить самую большую готическую церковь в Литве, то есть собор святых апостолов Петра и Павла . Построенный в начале 15-го века, он приобрел свою нынешнюю форму в конце 19-го века. На стенах до сих пор можно увидеть очень отчетливые фрагменты готической стены, в середине XVII века церковь имела три башни, однако в 1732 году она поглотила огонь. После этой трагедии была восстановлена ​​только одна башня, а в 18 веке обстановка храма также была изменена. Внутри архитектурного алтаря находится главный алтарь, на нем изображена группа Распятия в окружении Апостолов, сделанная в 1775 году Томашем Подгайским. В левом проходе был установлен алтарь резьбы по дереву 17-го века, который, скорее всего, был главным алтарем в прошлом. Также следует отметить полихромы, своды в пресвитерии и ризнице, а также многочисленные картины, среди которых можно выделить работы Михаила Эльвиро Андриолли (1836-1893), карикатурист и иллюстратор книг, среди других. «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича. В архикафедральном соборе литовский национальный герой, епископ Żmudzko, Maciej Wołonczewski (Motiejus Valancius) и литовский поэт Майронис (Jonas Maciulis), который был посвящен мавзолею в церкви.

Один из фасадов рынка занят бывшей обителью и иезуитской церковью . Иезуиты проснулись в Каунасе в 1642 году в результате завещательного отчета братьев Кожаловичей, которые написали свой заговор на рынке для Ордена. Нынешний комплекс был построен только в восемнадцатом веке, ведутся работы по возведению двухбашенной церкви св. Франциск Ксавери был завершен в 1759 году, а соседние здания монастыря и иезуитского колледжа были возведены в 1960-х годах. После роспуска ордена францисканцы захватили комплекс. В девятнадцатом веке здания монастыря были последовательно окружной школой в Каунасе и губернской школой (закрытой в 1863 году). В 1824 году церковь была преобразована в церковь, затем в собор святого. Александр Невский. В 1920-х годах иезуиты вернули себе прежние здания и снова разрушили их во время Второй мировой войны, чтобы вернуть их в начале 1990-х годов. Церковь теперь имеет священные функции. На здании колледжа вы можете увидеть мемориальную доску, посвященную Адаму Мицкевичу, который по команде властей Вильнюсского университета читал лекции в Каунасской окружной школе в 1819-1823 годах.

Прогуливаясь по улицам старого города, мы видим многочисленные старинные многоквартирные дома и их декоративные фасады, часто увенчанные пиками. К сожалению, глаза любителя памятников сильно нарушают состояние некоторых зданий. Довольно часто разрушенные памятники контрастируют с недавно отреставрированными многоквартирными домами.

Рядом с рынком, на реке Неман находится церковь Успения Пресвятой Девы Марии , так называемая Церковь Витольда - самый старый католический храм в Литве. Он был основан великим князем литовским Витольдом около 1400 года для ордена францисканцев, который он принес. Монастырь был ликвидирован после ноябрьского восстания. В 1850-1899 гг. Храм был превращен в православный храм. В конце 19 века в нем были военные казармы. В 1919 году он был пойман католиками и с тех пор выполняет священные функции. Кирпичная церковь имеет план латинского креста. Две часовни, примыкающие к ступенчатым фронтонам, примыкают к бокам тела. На фасаде находится высокая восьмиугольная башня с вестибюлем. Нынешний внешний вид храма является результатом многочисленных преобразований в неоготическом стиле, и только в некоторых частях стен вы можете увидеть бывшую готическую стену. В своем скромном интерьере с точки зрения своей историчности, только звездные хранилища выделяются в пресвитерии и одной из часовен. Известный писатель и драматург литовского священника канонист Юозас Тумас-Вайжгантас был похоронен в церковном склепе.

Рядом с церковью Витольда стоит одна из «визитных карточек» города, то есть Рядом с церковью Витольда стоит одна из «визитных карточек» города, то есть   готический ганзейский дом под названием  Дом Перкуны  (Perkuno namai) готический ганзейский дом под названием "Дом Перкуны " (Perkuno namai). Это позднеготическое кирпичное здание, вероятно, было построено в конце 15-го века как купеческий дом (зернохранилище или зернохранилище). Его местонахождение продиктовано близостью улицы, ведущей от рынка к пристани для яхт на Нямунасе, куда когда-то перевозили товары. Легенда гласит, что в языческие времена здесь находился храм литовского бога Перкуна. Во второй половине шестнадцатого века здание было куплено соседними иезуитами, которые организовали здесь часовню. После роспуска ордена в 1773 году многоквартирный дом был разрушен. Только в девятнадцатом веке эта область была развита; школа и драматический театр им. После январского восстания здание начало рушиться. В 1928 году он был возвращен иезуитам, которые организовали в нем общежитие. В настоящее время, после многих перипетий послевоенного периода, существует небольшая археологическая выставка. По инициативе иезуитов из бывшего иезуитского колледжа сюда также был перенесен музей Адама Мицкевича . Декоративный фронтон фасада дома Перкуна - один из редких примеров поздней готики в этой области.

Чуть дальше к северо-западу от площади находится разрушенная готическая церковь св. Георгий и бывший бернардинский монастырь. На него жалко смотреть, потому что, несмотря на защиту, его постоянно уничтожают. Храм был построен в 1487-1502 годах, но история не спасла ее от многих разрушений, в том числе во время пожара 1603 г., московских нашествий в 1656 и 1659 гг. и прохождения наполеоновской армии в 1812 г. Она выполняла священные функции на протяжении многих веков с многочисленными перерывами. Некоторое время в начале девятнадцатого века был склад. В 1864-1940 гг. - семинарская церковь, в 1954 г. снова склад. Сегодня и церковь, и некоторые из бывших монастырских построек недоступны для посетителей. История этих памятников печальна.

На перекрестке улиц Заменхофо и Курпю когда-то была еврейская коммуна . На его территории доступны три ворот: бывшая синагога, жилой дом и два амбара. Комплекс был создан в середине XIX века. На улице Ожешкова (Ozeskienes) есть так называемая Хоральная синагога , в настоящее время открытая. Он был построен в 1871-1872 годах по проекту Левина Баруха Минковского. Разрушенный нацистами во время Второй мировой войны, он был восстановлен после войны и сегодня является главным молитвенным домом для еврейской общины Каунаса.

На площади Единства вы можете посетить музейный комплекс. В музее войны Витольд Великий (ул. К. Донелайсио 64) , рядом с богатой коллекцией милитариев, вы можете увидеть здесь сувениры, связанные с историей Литвы, археологические раскопки и музыкальные инструменты, такие как карильон в башне музея (колокольчик разных размеров, на котором мелодии с молотами или колокольчиками, активируемые часовым механизмом или клавиатурой). Стоит посетить Национальный художественный музей. М. К. Чюрлениса (ул. В. Путвинскио 55), рядом с работами мецената известного литовского художника, выставка состоит из картин и скульптур европейского модерна и современного искусства. Через дорогу находится Музей творчества и коллекций А. Змуидзинавичюса (улица В. Путвинскио, 64), более известный под обычным названием Музей дьяволов, уникальная коллекция которого представляет экспозицию.

Путвинскио, 64), более известный под обычным названием Музей дьяволов, уникальная коллекция которого представляет экспозицию

Монументальная церковь Воскресения Христова возвышается над панорамой Каунаса, словно «белая ракета». Он расположен на так называемой Зелёна-Гура, до которой можно добраться по канатной дороге. Между многоквартирными домами, разрушенными многоквартирными домами и старыми постиндустриальными ангарами возводится 72-метровая модернистская церковная башня. Этот храм был основан в 1930-х годах по проекту архитектора Кароля Рейзона. Строительство, к сожалению, было прервано началом Второй мировой войны. В советское время эта церковь разделила судьбу многих сакральных построек в Литве; внутри была фабрика по производству радиоприемников, а башня служила мачтой для радиостанции. С 2004 года церковь выполняет сакральные функции, проводится много органных и хоровых концертов. За плату 3-5 литов вы можете войти или подняться на лифте на смотровую площадку, расположенную в центре башни. Вы можете полюбоваться на него из Каунасской панорамы, вид впечатляет, хотя наличие часовни, расположенной в этом месте, не позволяет увидеть весь город целиком.

Любители оборонительной архитектуры, рядом с руинами замка, найдут что-то для себя в Каунасе. На окраине северо-западной части города, у дороги А1, есть Каунасский форт . На рубеже 19 и 20 веков русские построили крепость. Каунас был тогда важным стратегическим местом в западной части империи. Во время боев Первой мировой войны оборонительные сооружения не сдали экзамен - город был захвачен немцами. В межвоенный период Форт IX был тюрьмой для противников Антанаса Сметоны, во время Второй мировой войны здесь находилась тюрьма НКВД, а в 1941-44 годах - лагерь смерти под названием «Фабрика № 1005B», около 100 000 литовских евреев, поляков и русских военнопленных погибли здесь. В настоящее время в форте находится Музей геноцида (Кауно IX, Forto Muziejus).

После визита в Каунас невозможно устоять перед впечатлением, что был замечен большой фрагмент истории Литвы с четырнадцатой до второй половины двадцатого века. Так в чем же феномен Каунаса? Несомненно, его уникальный и многомерный характер.

Практическая информация:

Из Польши в Каунас можно добраться на автобусе или поезде. Поезд из Варшавы в Каунас идет с 7:20 (прямой) до 9:30 (с пересадкой в ​​Сестокай). Ряд туристических компаний предлагают прямые маршруты в Вильнюс через Каунас. Вы можете порекомендовать, например, Eurolines ( www.eurolinespolska.pl ).

Каунас расположен примерно в 110 км к северо-западу от Вильнюса. С немоторизованным Вильнюсом я предлагаю путешествовать поездом или автобусом. Использование литовских железных дорог намного удобнее. Стоит проверить соединения на сайте: www.litrail.lt , Поезда со станции Вильнюс отправляются в среднем каждые 1-1,5 ч. Время в пути варьируется от 1: 45 ч до 2:15 ч, цена билета не должна превышать 12-15 литов (в одну сторону). В связи с реконструкцией главной станции Каунаса все поезда временно останавливаются на станции Каунас 1. Окружение и внешний вид самой станции не внушают оптимизма - это частично заброшенные заводские районы города. На общественном автобусе вы можете легко добраться до центра Каунаса (Centro Seninija) от вокзала. Лучше всего сесть на автобус № 5 и добраться до остановки Гедимино, рядом с бывшей гарнизонной церковью и входом в Aleja Wolno Wci. Почти в каждом киоске продаются городские билеты (Vienkartinis bilietas), разовый билет стоит 1,20 лита.

Каунасские церкви обычно открыты по субботам и воскресеньям. При должном уважении их можно посещать между службами. Архиерейский собор Святых Апостолов Петра и Павла (Вильняус гатве 26, богослужения открыты практически постоянно: по субботам с 7.00 и 18.00, по воскресеньям с 8.00, 13.30 и 18.00), до церквей св. Франциск Ксавери (Rynek 8), св. Троицу (Rynek 22) и Успение Пресвятой Девы Марии (Алексото 3) обычно можно вводить только во время богослужений.

Среди многих музеев стоит порекомендовать Национальный художественный музей М. К. Чюрлениса ( В. В. Путвинскио, 55), открыт по вторникам и воскресеньям. с 11.00 до 17.00 входной билет стоит 5 литов. Дом Перкуна (Алексото 6) можно посетить по субботам. с 11.00-16.00 и в ВС с 12:00 до 16:00.

Территория замка по-прежнему доступна, музей Каунасского замка открыт с понедельника по пятницу. с 10.00-18.00. Музей геноцида в форте IX (Zemaiciu Plentas 73, у дороги A1) открыт в летний сезон (IV-X) с 10.00-18.00, в зимний сезон (XI-III) с 10.00-16.00.

Текст и фото: Катаржина Мчевская

Закладка / Поиск этого поста с

В чем феномен Каунаса?
Его история, историческая архитектура, мультикультурализм или индустриальный характер этого города?
Так в чем же феномен Каунаса?