сады | Искусство | Двутгодник | два раза в неделю

  1. Мацей Валчак
  2. Анна Ева Червиньска
  3. Музей в Неборове и Аркадии

AGNIESZKA DROTKIEWICZ: Сад - это постоянная борьба, попытка вырвать пространство природы.
MACIEJ WALCZAK: Сад всегда формирует природу, он постоянно требует ухода. Это искусственное творение, выполненное по современным модам. Во времена барокко формирование природы было сильным и ясным - геометрия пространства, придавая ему четкие, правильные формы, тесную связь между садом и резиденцией. Основатель школы регулярных французских садов Андре Ле Нотр (1613-1700), проектируя свое величайшее произведение - дворцовый сад в Версале, должен был преодолеть множество трудностей. Садовая мода того времени - которую он сам установил, требовала, чтобы пространство было полностью стерто и вырезано по-своему. Мы можем увидеть пример такого прирученного сада в Неборове.

АННА ЭВА ЧЕРВИНСКА: В искусстве барокко было важно проникновение видов, которое состояло из эффекта иллюзии, игры и неожиданности. В Неборове пространство сада является продолжением дворцовых интерьеров - от дворца Сиени мы идем до представительного садового «салона», украшенного цветочными клумбами, обставленными симметрично расположенными скамейками, закрытыми стенами офисов и босками. Симметричные аллеи создают зеленые коридоры, соединяющие индивидуальные интерьеры сада. Композиция регулярная, но удивляет разнообразием.

Мацей Валчак

Окончил факультет ландшафтной архитектуры на факультете садоводства и ландшафтной архитектуры Варшавского университета естественных наук. Он специализируется на переоценке исторических садов, дворцовых и садовых комплексов. В течение восьми лет он формировал сады канцелярии президента Республики Польша. Он был стипендиатом в садах Сената Французской Республики. Сотрудничал с Садовым отделом Лазенских Крулевских музеев. Член Международного научного комитета ИКОМОС / ИФЛА по культурным ландшафтам. Он руководит студией ландшафтной архитектуры ProScape. В музее Неборова и Аркадии он является членом Консультативного колледжа старинных садов.

МВ : Даже если вы пытались имитировать природу, часто при составлении пространства, естественный ландшафт был радикально изменен для достижения желаемого эффекта. Это было в случае с ландшафтными садами, которые были расположены в соответствии с идеальным изображением. Они были построены из элементов, взятых из природы: холмы, овраги, ручьи, озера, острова, рощи, луга, скалы, пещеры ... Получившийся искусственный ландшафт был украшен архитектурой, создавая повествовательную характеристику этого места. Сад Елены Радзивилл в Аркадии является самым известным примером садового фундамента такого типа, существующего по сей день.

Мы упомянули Андре Ле Нотре - основателя школы французского барочного сада, создателей садов в Версале, Тюильри в Париже, Шантийи - во Франции во Франции в 2013 году. 400 лет со дня его рождения , Вероятно, понимание важности садов связано с богатством общества и с определенной культурной преемственностью. В Польше мы, наверное, мало осведомлены о том, что сад может быть произведением искусства или памятником?
М.У .: В разговорном мышлении термин «памятник» относится главным образом к материальным объектам - памятникам, зданиям, объектам исторической или художественной ценности - часто пропуская пространство. Исторический сад - это памятник - его композиция античная, деревья - как отдельные личности и их целые системы; Даже отдельные растения являются историческими - в историческом саду выбор растений должен быть таким же, как это было принято в данную эпоху.

Анна Ева Червиньска

Искусствовед и консерватор; куратор музея Неборова и Аркадии. Выпускница факультета консервации и реставрации произведений искусства в Академии изящных искусств в Варшаве и Института истории искусств при Университете кардинала Стефана Вышинского в Варшаве, она также училась в Академии изящных искусств Брера в Милане и в Академии искусств Альдо Галли в Комо. В 2010-2012 годах она была главным консерватором в музее Королевских бань. Он является членом Польского национального комитета ИКОМОС; Автор публикаций в области современного искусства и охраны памятников.

В случае дворцовых садов может ли сад быть более ценным, чем дворец?
AEC: Дворец Неборовских остался нетронутым и пережил войну, которая является сенсацией в Польше. Вместе с дворцом сохранились художественные коллекции и цельная мебель - галерея картин, коллекция древних скульптур Елены Радзивил, мебель, ценная коллекция библиотеки и семейный архив семьи Радзивиллов. Всего в музейном инвентаре почти 7000 предметов. Но сады музея одинаково ценны. Это два впечатляющих, ухоженных сада, в которых прекрасно представлены образы архитектуры и садово-паркового искусства 17-19 веков: дворцовый сад в Неборове и сад Елены Радзивил в Аркадии, расположенный в 4 км от Неборова.

Прямо у дворца в Неборове раскинулся французский регулярный сад. Дворец построен по принципу entre cour et jardin - между внутренним двором и садом.
AEC: Да, он расположен на главной оси всего комплекса, проходящей от приходской церкви, через деревню Неборов, почетный двор перед дворцом, сам дворец на монументальную липовую аллею, окруженную симметрично распределенными шкафами и босками, образованными из усеченных рядов липы-граба. С южной стороны отдаленная перспектива главной оси закрыта на горизонте стеной первобытного леса Болимова. Схема сада соответствует рекомендациям французской школы Le Notre - применяется композиционное правило трех уровней: от плоских цветочных партнеров, расстановки разноцветных орнаментов и невысоких самшитовых орнаментов (читаемых прежде всего из представительных интерьеров дворца) до средних кабинетов, до высоких boskiety. В восточной части сада расположены пахотные поля, отдельный участок осмотра и хозяйственные постройки: два дома судебных приставов, дом садовника, две оранжереи, конюшни и повозки. На западной стороне Дворца находится большой L-образный канал, а за каналом - свободная часть сада, сохраняющаяся в виде ландшафта.

План сада Аркадия 1839 План сада Аркадия 1839

Сад, который мы видим сегодня, это тот, который был спроектирован Тайлманом из Гамерена (архитектором Неборовского дворца) или его спроектировал Шимон Богумил Цуг на рубеже 18 и 19 веков?
AEC: Сегодняшний сад - это реконструкция 1950-х годов, выполненная профессором Жераром Чолеком на основе проектов Шимона Богумила Цуга, хранящихся в архивах дворца в Неборове. К сожалению, садовые проекты Tylman не сохранились, поэтому мы не знаем, как это могло бы выглядеть. Конечно, самым важным архитектором Неборовского сада был Шимон Богумил Цуг, который работал здесь во времена величайшего величия, расцвета Неборова - для Михаила Иеронима Радзивилла и его жены Елены из Przeździecki Radziwiłłowa.

В небольшом саду растут два платана, посаженные в 1770 году.
AEC: Это одно из самых старых платанов в Польше, которое тем более ценно, потому что это очень чувствительные деревья, и им нелегко выжить в нашем климате.

Музей в Неборове и Аркадии

Он был основан в 1945 году как филиал Национального музея в Варшаве. Он состоит из дворца Радзивиллов вместе с барочным садом в Неборове и романтическим садом Елены Радзивиллов в Аркадии. Одна из важнейших функций музея - образование. Для самых маленьких занятия проводятся в оранжерее, дети сажают собственные растения, которые они потом отвозят домой. В усадьбе Радзивиллов в Неборове были также леса, поля, ферма с многочисленными постройками - в музее был представлен соответствующий урок под названием Land estates - семейная компания со многими филиалами.

Консерватории привлекают путешествующих растений из разных климатов.
AEC: На рубеже 18 и 19 веков в Неборове были самые большие, самые красивые и лучше всего оборудованные консерватории в Польше.
Принцесса Елена Радзивилла, известная своей большой любовью к растениям, убедила своего прагматичного супруга купить замечательную коллекцию средиземноморских растений из Дрездена. Это была коллекция Цвингера от Августа II, которую он организовал для графини Козел. В него вошли около 400 уникальных растений: более 100 старых апельсиновых деревьев, сандал, камфора, лавр, магнолии, гранаты, мирты, миндаль - некоторым из них было 400 - 600 лет. Интересно, как они путешествовали из Дрездена в Неборов - и поэтому они плыли по реке на плотах. Когда деревья пролились через Шпрее на высоте королевских садов в Райнсберге, Елена Радзивилла провела вечеринку с флотилией цветущих апельсиновых деревьев для молодой прусской семьи.

Oranżeria nieborowska Oranżeria nieborowska

Оранжерея Неборова, построенная специально для этой коллекции, вызвала восхищение у всех, кто ее посетил. Он был впечатляющим по размеру - согласно описанию инвентаря, его длина составляла более 100 метров, на южном фасаде было более 30 окон. К сожалению, в 1858 году Зигмунт Радзивилл, внук Елены Радзивилловы, продал почти всю коллекцию средиземноморских растений царю Александру II Королевским баням в Варшаве, где для этого была построена Новая оранжерея. Коллекция, показанная в Лазенках, была великим событием в столице, описанным в Варшавском курьере.

Фрукты из оранжереи бродили по дворцовым столам, также было важно выращивать овощи для нужд суда?
AEC: поместье Неборовских было многоотраслевым предприятием и, в некотором смысле, самодостаточным - оно обеспечивало зерновые, фрукты, овощи, цветы, животных из лесов, рыбу из прудов. В прудах также был лед - все ледяные глыбы были завернуты в солому в специальном ледяном домике, расположенном под дачей садовника. У нас есть сохранившийся инвентарь Nieborowskie товаров 1774 года, в котором все, что было включено в усадьбу Радзивиллов, в том числе виды растений, выращенных для дворцовой кухни, описано очень подробно. Это были, среди прочего: нут, цветная капуста, брокколи, кольраби, капуста, цикорий. Среди трав: розмарин, рута, кервель, мелисса. Из фруктов: арбузы, дыни, ревень, виноград, грецкие орехи, шелковица, яблони, сливы и венгерские сливы. Виды злаков, которые здесь выращивались: рожь, пшеница, просо, ячмень, а также ярка, рапс, татарка, семена конопли. Кроме того, они все еще выращиваются в Неборове сегодня, чтобы сохранить след старого характера загородного дома.

Травяные мастерские в Аркадии Травяные мастерские в Аркадии

Было что приготовить!
AEC: До сих пор в Неборове есть дворцовая кухня, работающая на угле. Мы знаем рецепты, которые использовались в кухне последнего Radziwiłł из устных традиций - люди, которые работали на кухне до 1945 года, до сих пор живут, другие оставили записи.

Работающая дворцовая кухня и гостевые комнаты для гостей: ученых, художников и художников - это часть концепции «живого музея» профессора Станислава Лоренца, давнего директора Национального музея. Согласно этой концепции, Nieborów должен был быть не просто музеем, приготовленным из окрестностей, но чтобы сохранить старые функции жилого дома.
Мы пытаемся продолжить эту мысль профессора Лоренца.

Мы говорили о французском дворцовом саду, расскажем о втором саду музея, английском саду - об Аркадии, расположенном в 4 километрах от Неборовского дворца. Аркадия - памятник мирового масштаба.
AEC: аркадный сад Елены Радзивилл был одним из самых известных садов в центральной Европе. В настоящее время это единственный сохранившийся ландшафтный сад в Польше и один из немногих в Европе. Похвала сада герцогини была включена в его стихотворение «Сады» Жака Делиля. История Аркадии начинается в 1778 году, когда Елена Радзивиллова, следуя моде садовых садов в английском стиле, купила деревню Лупя у колледжа Лович, недалеко от поместья Неборов. Деревня отличалась своим расположением в идиллическом природном ландшафте, над болотом реки Жупии (ныне Скерневки), среди цветущих садов, окруженных лугами и рощами.

С С.Б. Цуг, Проект по расширению сада до 1775 г. / фото: Arch.MNA

Точно, потому что английский сад начинается с местности?
МВ: Садовый тип со свободной композицией, называемый английским, возник в ответ на искусственность и однородность барокко. Модный в Польше в последней четверти восемнадцатого века, был описан Августом Фридериком Мошинским в "Садоводческой диссертации" 1774 года. Автор договора, архитектор получил образование в саксонском дворе, собрал информацию о садовом искусстве в Англии и подготовил рекомендации для ее любовников в Польше. , Он писал, что при создании английского сада очень важно выбрать правильное место - чем разнообразнее, тем лучше - затраты и усилия, вложенные в его искусственную форму, подобную природному ландшафту, найденному в Англии, будут меньше. Многие английские сады были созданы в Варшаве и ее окрестностях, в основном равнинные равнины; Мошинский рекомендовал использовать живописный Вислинский откос для садов. Он выделил важные элементы ландшафта, необходимые при составлении английских садов - вода (река, ручей, каскад, озеро); места с видом, перспективами, разнообразием на местности, постройками (хижинами, павильонами, храмами), лугами, лесами, аллеями. В деревне Жупия, до того как герцогиня Елена превратила ее в Аркадию, местность идеально подходила для создания ландшафтного сада. Прославление дикой природы в садовом искусстве является свидетельством эпохи - тогда философской мысли, развития цивилизации, нового восприятия реальности.

фото Анны Ева Червиньска фото Анны Ева Червиньска

Аркадия такое отражение эпохи?
AEC: Аркадия - это прежде всего работа жизни Елены Радзивил, отражение ее личности, интеллекта, образования, ее артистического воображения, а также огромной собственности, которой она могла свободно распоряжаться. Название сада предполагает место вечного порядка и счастья, но здесь преобладает символика любви, дружбы и трагедии смерти. Аркадский сад имел разные функции в разные периоды жизни владельца. Автор постоянно совершенствовала свою работу, следуя изменяющимся вкусам эпохи и ее собственным творческим потребностям. Аркадия, когда Елена была еще жива, называлась «садовым музеем». Она создала сад в сотрудничестве с архитекторами и художниками - Шимоном Богумилом Цугом, Яном Петром Норблиным, Александром Орловским, Генрихом Иттаром. Размещенные в пространстве сада все еще новые, различные здания, садовые павильоны: Грот Сибиллы, Храм Первосвященника, Храм Дианы, Каменная Арка, Акведук или Символическая Гробница на острове Тополова, смоделированные по могиле Яна Якуба Руссо в Эрменонвиле. Согласно первоначальному предположению, Аркадия должна была стать местом для веселья, культа идиллической природы и созерцания. Со временем сад стал местом отражения герцогини, размышления о кончине, связанного прежде всего с безвременной смертью ее трех дочерей, ознаменовавшей одно из самых интересных архитектурных воплощений - мавзолей под названием «Гробница иллюзии». Масонский ключ также необходим для понимания аркадского сада - Хелена Радзивил вместе со своими подругами Изабелой Чарторыйской и Изабеллой Любомирской принадлежала к женской домике Доброчинных. Масонами были также художники, работающие в Аркадии - вот почему благодаря богатой символике сада здесь присутствуют масонские идеалы дружбы, любви, укрощения с прохождением. Закрытый и разбитый сад отвечал требованиям тайны и соответствовал требованиям масонских ритуалов.

Вид на храм Дианы в обрамлении каменной арки , 1806 г Вид на храм Дианы в обрамлении каменной арки , 1806 г., Зигмунт Фогель

На примере Аркадии вы можете видеть, что знания необходимы для понимания сада, а не только для получения сенсорных впечатлений.
МВ: Чтобы понять сад, вам нужны образование, чувства и вкус, которые приобретаются благодаря контакту с самыми совершенными образцами садового искусства. Нам трудно сравнивать себя со странами, в которых существует культурная преемственность в области садов - с Великобританией или Францией, где Le Nôtre отмечается так же торжественно, как и год Шопена в Польше. У нас часто все еще существует стереотип садовника как кого-то, кто грабит, кого-то «из лопаты», неквалифицированного рабочего с очень низким статусом. Однако, чтобы получить работу садовника, например, в Люксембургском саду в Париже, вам необходимо закончить профессиональную профессиональную школу и сдать государственные экзамены.

Неборов, 31 января 2014 года

Текст является частью более широкой беседы, которая появится в новой книге Агнешки Дроткевича, которую планируется опубликовать осенью в Wydawnictwo Czarne.



В Польше мы, наверное, мало осведомлены о том, что сад может быть произведением искусства или памятником?
В случае дворцовых садов может ли сад быть более ценным, чем дворец?
Фрукты из оранжереи бродили по дворцовым столам, также было важно выращивать овощи для нужд суда?