Козелец. собор Рождества

Это на полпути с Киев в Чернигов, и если бы не объездная, то вообще бы было по трассе.

В городке с полдюжины памятников архитектуры, но туристы едут сюда, разумеется, ради Собора.

Ежемесячник «Киевская старина», специализировавшийся на исторической тематике, в 1898 году писал:

«Для любителя церковной архитектуры и живописи собор в память Успения Богородицы в г. Козельце Черниговской губернии представляет нечто такое, чего, пожалуй, НЕ увидишь в известных в этом отношении петербургских соборах и храмах вообще. (...)

В скором времени собор был построен. Изумленному взору обывателей града Козельца предстало в виде собора такое чудо, что все просто ахнули и единогласно решили, что Не только в Чернигове, но даже в самом Киеве фотоаппарате собора ».

И хотя аналогия с Питером, а не, скажем, Нежином или Сорочинцами , Выглядит несколько странным, зернышко истины в старом журнале найти можно. Козелецкий собор, гигантский белый великан казацкого барокко (34 на 34 м), впечатляет. Невольно даже в чем-то понимаешь тех киевлян, которые привозят сюда крестить детей - как уже выбрали ярмо религиозности, то хотя бы стоит подсластить его эстетическим аккордом на десерт. Красота - язык универсальный, куда там искусственным эсперанто. Здесь правда хорошо. Имел Алексей Разумовский вкус - и денег достаточно (как-никак, а женат был с российской императрицей Елизаветой Петровной. Пусть и тайно). В данном случае это тоже очень важно.

Возможно, именно Елизавета Свет-Петровна и подала идею своему любимому Зеста в Козельце, куда приехала познакомиться с родственниками Разумовского, храм, который был бы достойным царицы. Другая версия возникновения церкви рассказывает немного другую историю: вроде нигде в Питере императрица не смогла разместить заказанный в Италии роскошный и высоченный иконостас ну не было в городе храма нужной высоты! Не пропадать с высокохудожественной итальянском заказу "под мрамор" ...

Вот храм и возник, правда, на деньги графа-фаворита (по другим данным - его матери, Розумихи). Посильную помощь оказывал «Дикий поп» Кирилл Николаевич Тарловский, скандально-известный клирик того времени. Знали бы отцы-основатели, что за двести лет немецкие оккупанты устроят в их детище банальную конюшню ...

Он сохранился почти без изменений: ну вот разве что паперти, которые задумывались как открытые, вскоре после сооружения основного объема были выполнены в виде ротонды-аркад.

Ах как хорошо, что я увидела его уже отреставрированным-отремонтированным, белым, в свете собственной привлекательности. Реставрация тянулась долго, с 1986 г.., Предыдущая имела место еще в 1946 г.., Денег все время не хватало, фото 1980-х годов демонстрируют лишь каркас уникального иконостаса. Лишенный лику святых он выглядит странным набором окон в потустороннее.

Лишенный лику святых он выглядит странным набором окон в потустороннее

Говорят, собор можно заметить уже не за десять километров до города. Неудивительно: Черниговщина плоская как праздничный цвибак. Я, правда, заметила его только тогда, когда машина Сергея Соболевского остановилась у церковной ограды. Оп-па. Приехали.

О соборе Рождества я узнала из статьи «Собор моего детства» авторства Алексея Ващенко ( «День», № 109, 18 июня 1999). К тому времени я видела уже немалый кусок Западной Украины и Крыма, Восток страны оставался еще достаточно долго terra incognita. Статья доказывала, что там тоже есть на что посмотреть.

Именно из материала А. Ващенко я знаю, что при строительстве храма строители выкладывали килькасотметровий деревянный настил, по которому возили камни для высокие сооружения.

Долго бытовало мнение, что Козелецкое чудо построил в 1752-1763 гг. Известный мастер И. Григорович-Барский в соавторстве с А. Квасовым. Иногда фамилии архитекторов меняются строил Квасов, а Григорович-Барский только украшал здание лепкой. Рассматриваемая в начале текста «Киевская старина» сватала в авторы собора вообще Растрелли. Ну правда, если уж тут замешана императрица, то и архитектор должен быть императорский ... Кто строил исполина самом деле, пусть узнают историки. По крайней мере, влияние Растрелли здесь, в церкви на стыке барокко и рококо, очевиден. А мы пока зайдем внутрь этого крестового, девятикамерный, пятикупольного и двухъярусного чуда.

Нет нет. Не сюда, это вход в нижний храм, там находились (находятся?) Крипты-усыпальницы. Нам на верхний ярус церкви. Кстати, не забудьте посмотреть на пышный декор фасада. Угу. Мне тоже нравится.

Мне тоже нравится

Именно служба. Хоры, необычно расположены перед иконостасом, заполненные певцами. Неплохие голоса, кстати. Акустика славная здесь. При входе - длинный стол с церковной литературой и фотографиями иконостаса на продажу. Мой фотоаппарат не вызывает никакого интереса, никому до него нет дела. Кажется, иконостас магнитом притягивает не только меня, Все не могут оторвать от него глаз.

Четырехъярусный (или пятиярусный? Это уже как считать) иконостас ракетой взлетает под купол, приходится ходить и самой императрицей, задирая подбородок к небу в попытке его разглядеть. 34 метра - это очень высоко, народ. Яркий, барочный, сверкающий позолотой. Многофигурные композиции, надменные ангелочки на столбах даже не смотрят на не менее напыщенных ангелов, которые украшают колонны храма. Конкуренты.

Кстати, не только в советские времена он был в запущенном состоянии.

Кстати, не только в советские времена он был в запущенном состоянии

«Киевская старина» писала все в том же 1898 году:

«Иконостас, кажется, НЕ ремонтировался с самого основания собора, т.е. уже почти 159 лет ... Время берет свое - краски и Лепные украшения трескаются, часть последних отпадает, позолота сходит. Недалеко то время, когда величественный иконостас и иконы потребуют ремонта ».

Не следует забывать и о свечу колокольни вблизи Успенского собора. Любой высокий храм, а она еще выше: 50 м до вершине креста. Построили ее, кажется, все те же самые Григорович-Барский и Квасов в 1766-1770 годах, уже когда храм был возведен. Горела в 1848 году, после чего ее двухъярусная завершения заменили на купол со шпилем. Колокольня квадратная в плане (10 на 10), чоритиярусна. Первый ярус оформлен рустом, второй - тосканским ордером, третий - ионическим, а четвертый -коринфським. "Всем сестрам по серьгам".

А вообще, сами убедитесь, что украинское барокко есть чем похвастаться.

А вообще, сами убедитесь, что украинское барокко есть чем похвастаться



Находятся?
Или пятиярусный?