§ Интересная история луцкого велосипеда

  1. В этом году исполняется 200 лет, как мир ездит на велосипедах. Примерно, конечно. История не всегда...
  2. Масоны, евреи и циклистов - три «беды» мира
  3. Экзамен сдавали сразу трем полицейским
  4. Луцкий велодром для спортсменов и любителей

В этом году исполняется 200 лет, как мир ездит на велосипедах. Примерно, конечно. История не всегда дает точные даты.

А когда первый велосипед проехался по улицам Луцка? Чем интересны правила пользования городскими велосипедами в древности и какое место занимали эти «дьявольские машины» в представлениях предков. Что же такого интересного в исторической велокультуры Луцка?)

Коллаж Александра Котиса

Масоны, евреи и циклистов - три «беды» мира

В 1817 году один баварец решил смастерить деревянный устройство на колесах. Что его на это натолкнуло, неизвестно. В том же году он показал свое творение публике. Автор Карл Драйз получил патент, а его изобретение назвала дрезине.

Это была деревянная вырезанная продовгуваста конструкция на двух колесах. Человек садился на нее сверху и видпихалася ногами от земли, приводя махину в движение. Ехать так можно было втрое быстрее человеческую хотьбе, но медленнее лошади.

Далее патента дело не пошло. За неудобства, а может, через какие-то предубеждения или другие причины, публика не оценила изобретения. Педали до дрезины применили аж в середине XIX века. Немецкий изобретатель Филипп Фишер дал новое дыхание устройства, с тех пор приобретал все большую популярность.

А, вот, термин «велосипед» придумал француз Эрнест Мишо. С тех пор педали крепились к переднему колесу, такого же большого, как рост человека. Инженеры друг перед другом соревновались, кто сделает лучше, удобнее и безопаснее велосипед. В 1869 году в Париже насчитывалось 1300 велосипедов.

Не отставали и англичане. Синоним велосипеда «велосипед» происходит из туманного Альбиона. Так назывался велосипед Джона Старли. Его велосипед был комфортным и быстрее своих предшественников. Имел два одинаковых колеса, передачу на задние колеса и этим очень напоминал современные велосипеды.

Велосипед долгое время для многих оставался чем-то очень необычным и диким. Ходили слухи, что велосипедисты, как и масоны и евреи, должны во всех бедах мира. Темные люди связывали двухколесную машину и ее всадников с нечистыми силами.

Со временем велосипед становился все более популярным, в городах стали появляться велосипедные клубы. Власть вводила правила дорожного движения и обязательную регистрацию с номерными знаками. Однако в целом в Российской империи велодвижение очень отставал от европейского.

Экзамен сдавали сразу трем полицейским

Хотя велосипед на конец XIX века стал уже очень популярным, в том числе в Российской империи, Луцк эта культура еще долгое время обходила. Главной причиной был административный статус уездного города, из-за чего Луцк в этом веке только упадок.

Когда впервые появился велосипед в Луцке, сказать трудно. Документально они фиксируются только в начале ХХ века. Например, в одном из архивных листов речь идет о номерные знаки и плату за них. Еще один налог для жителей города :)

ИНСАЙДЕР ДЛЯ ЭКСКУРСОВОДОВ :)

В начале ХХ века в Луцке было несколько десятков пекарен. Лейзора, сына пекаря с Вульки (теперь проспект Воли), знали все - он первым в городе предложил доставку випчикы ... велосипедом! Все узнавали циклистов издалека. Единственный в Луцке велосипед с широким корзиной для хлеба выдавал своего владельца. Во время Песаха эту корзину был наполнен почти исключительно мацой.

В 1906 году в Луцке страсти кипели изрядно. Различные лоббистские группы боролись вокруг темы перенос центрального рынка . Были подкупы городских гласных, нападение разъяренной толпы на сессию городской думы и тому подобное. Даже во время праздника в воздухе чувствовалось напряжение. Во время обхода первой полицейский участок (нынешняя территория историко-культурного заповедника) полицейский, имя которого стерлось из счетом времени, встретил Лейзора. У того был полон корзину мацы, которую он развозил по улицам старого города к домам заказчиков.

Во время непонятного «детального осмотра корзины циклистов» он обнаружил свиток с документом, подписанным как «Л. С. », адресованное некоему« Г.Г. »В нем полицейский прочитал, что дело с покорит« ранее НЕ согласных снизошла до желаемого разрешения ». Лейзор поехал, но документ полийцеський забрал с собой. Мы не знаем, что произошло дальше. Однако история говорит четко - уже через полгода рынок из-под собора убрали, а на его месте устроили публичный сад. Какую еще роль мог сыграть простой поставщик мацы на велосипеде и сколько сообщений передать, никто сказать не может.

Не все было легко с велодвижения в Российской империи. Сначала ровер запрещалось появляться в публичных местах. А на дорогах вне населенных пунктов велосипедисты должны были закрывать собой свои машины, чтобы не напугать скот, который приближался навстречу.

Еще один факт - велосипеды разрешили ездить в городах империи в конце XIX века. Однако это не упрощало жизнь тому, кто хотел стать «циклистов». Для вождения надо было сдать экзамен перед комиссией из трех полицейских. При успешной сдаче выдавали документ и велосипедный номер. Тенденции в деле велодвижения в империи задавал Петербург. Соблюдались всех этих правил в провинциях, можно только иронически догадываться.

Луцкий велодром для спортсменов и любителей

Настоящее оживление велосипедного движения в Луцке состоялось в межвоенный период. В общем спорт в то время был на важной повестке дня. Циклистов на улицах города - очень обычное явление и уже обыденное. Именно в это время велосипед становится предметом особой культуры отдыха, а не просто способом передвижения или странной машиной.

Количество велосипедов стремительно увеличивается. В 1925 году в городе зарегистрировано 125 велосипедов. За 5 лет их количество увеличились в несколько раз. В Луцком уезде в то время было зарегистрировано почти полторы тысячи велосипедов.

Лучане выезжают на велосипедах на природу, катаются по городу, фотографируются. Некоторые с этим кадров сохранились и до наших дней.

В 1927 году в Луцке образовалось Волынское общество циклистов и мотористов (Wołyńskie Towarzystwo Cyklistów i Motorzystów) с целью пропаганды велоспорта и организации соревнований. А через некоторое время они открыли мотоциклетный отдел.

Всеми ожидаемый велотрек, или «колярський тор», как его называли польском газеты, был делом государственного значения. Координировал строительство лично волынский воевода Генрик Юзевский. Стадион, который назвали именем Юзефа Пилсудского, торжественно открыли в 1933 году.

Как пишет Сергей Грудняк, чаша стадиона вмещала в себя футбольное поле 110 на 70 метров с беговой дорожкой на 400 метров вокруг него. Центральная трибуна вмещала 400 человек, а всего наблюдать за спортивными соревнованиями могли меньшей мере 6000 зрителей. Был построен тоннель, через который выходили на поле участники спортивных баталий. На территории стадиона также были размещены площадки для волейбола и баскетбола, площадка для игры в хоккей. Ну и собственно, велотрек, с которого все началось.

Ну и собственно, велотрек, с которого все началось

Соревнования во время открытия стадиона имени Пилсудского в Луцке

Соревнования во время открытия стадиона имени Пилсудского в Луцке

Фото 1 из?

ИНСАЙДЕР ДЛЯ ЭКСКУРСОВОДОВ :)

Есть еще одна история из прошлого велосипедного Луцка. Она рассказывает о том, как велосипед стал символом любви. Девушка Мария проживала на Ягеллонский (теперь Леси Украинский). Номер дома неизвестен - в районе перекрестка с улицей 3 мая (теперь - Кривой Вал). С некоторых пор у ее дома стал парковаться велосипед модной немецкой марки Göricke. Редкий экземпляр в Луцке.

Соседи не раз видели, как Мария с каким-то парнем катались на этом велосипеде. В воскресенье они оба носили по праздничному и выезжали на Ягеллонского. Иногда вниз - в сторону замка. Иногда ездили в направлении Вульки, или городского пляжа. Никто не знал его имени. Однако пара на велосипеде стала узнаваемой в городе. В воскресенье многие лучан выходили на «шпацеру» по Ягеллонский - от церквей старого города в городской парк на нынешнем Театральной площади. Велосипед был узнаваемым еще и потому, что влюбленные часто украшали цветами его розами. Велосипед с розами на углу двух улиц привлекал внимание больше, чем даже окружающие кинотеатры и рестораны, вспоминали старожилы.

-То заметили, что Мария ходит грустная и веселая. Пара с тех пор больше не разъезжала по городу. Она не рассказывала, что произошло. Куда делся ее любимый, или он куда-то уехал, или потерял чувство, не было известно. Но однажды ночью его велосипед появился у дверей дома на Ягеллонский, прикованный к нему крепким цепью. Говорили, Мария выкупила его в еврейском ломбарде. Простоял велосипед так несколько лет, а дальше началась война и след в истории потерялся.

Полицейские на велосипедах едут Ягеллонского в Луцке

Полицейские на велосипедах едут Ягеллонского в Луцке

соревнования

соревнования

Велосипедная молодежь Луцка

Велосипедная молодежь Луцка

Велопрогулка по центральной городской улице

Фото 1 из?

В тридцатых велодвижение только усиливался. В прессе того времени периодически освещались соревнования, заезды, туристические путешествия. Эта история точно не прервалась бы, если бы не война. Но начиналась совсем другая эпоха ...

Подписаться на «Хроники Любарта» в Facebook и Вконтакте.

А когда первый велосипед проехался по улицам Луцка?
Что же такого интересного в исторической велокультуры Луцка?