Греческая колония в Нежине

  1. Жанна кресаню Немного найдется людей в Украине, которые не слышали о нежинские огурцы. Отведав их...
  2. Нежинское греческое братство
  3. Легенда или ...?
  4. На языке воспоминаний
  5. История и современность

Жанна кресаню

Немного найдется людей в Украине, которые не слышали о нежинские огурцы. Отведав их по дороге в Крым в далеком XVIII века., Российская императрица Екатерина II дала приказ: «Впредь неизменно поставят нежинские огурцы к ЦАРСКОМУ стола в Петербург». Потемкину, как рассказывали современники, они настолько пришлись по вкусу, что во время второй русско-турецкой войны он посылал за ними гонцов за сотни верст аж из-под Очакова. Сейчас ими смакуют и при дворе британской королевы Елизаветы II, и практически во всех европейских столицах.

А вот появились огурчики в нашем городе и стали известными благодаря ... грекам. Они i занялись, кроме разных промыслов, огiрковою делом, достойно оценив уникальные свойства местного грунта и воды.

Они i занялись, кроме разных промыслов, огiрковою делом, достойно оценив уникальные свойства местного грунта и воды

Появление греков в Нежине

Появление греческих переселенцев в Нежине была вызвана драматическими обстоятельствами - потери народом Греции национальной и государственной независимости. Когда в 1453 войска турецкого султана Магомета II захватили столицу Византийской империи город Константинополь, для православного народа Эллады наступили нелегкие времена османской оккупации. Чтобы спасти национальную культуру, родной язык и православную веру, тысячи греков эмигрировали на соседние земли. Переселяясь в страны Восточной Европы компактными группами, они строили там церкви и монастыри, при которых открывали школы, библиотеки, создавали православные братства.

Кроме того, Украина тоже была заинтересована в деятельности греческих купцов - и Богдан Хмельницкий в 1657 издал несколько универсалов, которыми предоставил грекам право свободной торговли и освободил от подчинения местному правительству. Всего в архиве Нежинского греческого братства в свое время хранилось 57 гетманских универсалов и царских грамот.

По свидетельству документов, первый грек в Нежине появился 1672 года. А с конца XVII в. греческая колония в Нежине становится едва ли не крупнейшей в Украине. По данным 1782 в городе насчитывалось около 11200 жителей - на несколько тысяч больше, чем в Киеве. Из них 765 человек (более 110 семей) - греческой национальности, составляли по численности вторую группу населения после Украинская. Достойно оценив уникальные свойства местного грунта и воды, греки, кроме торговли и промыслов, занялись и огуречной делом.

Уже в 1679 нежинские греки обратились к духовной и светской власти с просьбой разрешить построить в Нежине свой православный храм, поскольку не понимают «русского набожества», то есть славянской церковной службы, и поэтому не могут «священникам отчетливо исповедовать грехи свои». Выдающуюся роль в истории Нежинского греческого братства сыграл его основатель священник Христофор (или Христодул) Димитриев, который стал инициатором этого обращения. Он стал первым ктитором и первым братчиком, построил два храма и 16 лет был у них благочинным, все свое имущество завещал братской церкви.

Именно ему и принадлежит честь основания в Нежине «крестовый» Братства, организации греческой православного прихода и строительства первых греческих храмов. К сожалению, об отце Христофора сегодня мы знаем очень мало. Появился он в Нежине в 1677 и происходил из Северной Греции из села Ангелокастро, покинул родину в результате преследований, которым подвергался от турок или, как позже он сам писал, «увидев от басурман большую наглость».

Получив в 1680 благословение от Константинопольского патриарха Иакова и Черниговского архиепископа Лазаря Барановича, отец Христофор начал строительство деревянного храма в честь Архистратига Божьих Михаила и Гавриила.

Сооружение храма - дело слишком хлопотное и затратное, средств хватило только на возведение стен. Поэтому в 1684 нежинские греки отправили двух своих представителей для сбора пожертвований и милостыни на строительство храма, сам отец Христофор лично обращался за финансовой помощью к местным купцов, чиновников и церковных иерархов. Дважды он ездил и в Москву, где получил определенные средства от царей Ивана и Петра Алексеевича.

В общем средств хватило даже на то, чтобы построить рядом с деревянным храмом архангелов Михаила и Гавриила еще одну каменную церковь в честь Всех Святых. В 1696 году строительство и украшение храмов было уже завершено и они открыли двери для жителей города.

В 1696 году строительство и украшение храмов было уже завершено и они открыли двери для жителей города

Нежинское греческое братство

В процессе строительства церквей, в 1687 году религиозная община нежинских греков оформилась в Церковное братство, устав которого написал сам Х. Димитриев.

Новое братство было санкционировано грамотой киевского митрополита Варлаама Ясинского от 3 июля 1696 и универсалом гетмана И. Мазепы от 19 октября 1696 Грекам предоставлялось право без вмешательства нежинского игумена выбирать своего пресвитера, который подлежал только киевскому митрополиту, право основать школу и госпиталь, а также утверждалась незыблемость автономной греческой юрисдикции.

Церковное и общественную жизнь нежинских греков базировалось на древнем «греческом праве», кодифицированном еще в XIV веке Константином Арменопула. Эти законы, записанные в книге «Прохирон» или «Шестокнижие», бережно хранились членами Братства в особом прочном футляре. Согласно уставу Нежинского Греческого Церковного Братства, написанным в 1697 году преемниками священника Христофора, к Братству входили все желающие греки но не греки, знали греческий язык, но правом голоса при выборах руководящего органа (Совета 12-х) пользовались только мужчины старше 20 лет, платили ежегодно денежные взносы на церковь. Греческие храмы в Нежине находились под особой охраной Константинопольского патриарха и подчинялись исключительно Киевским митрополитам, а местной церковной власти запрещалось вмешиваться в духовные дела нежинских греков.

Храмы играли важную роль не только в духовном, но и общественной жизни греков. На церковном дворе собирались братья, чтобы решать все важные дела: выбирать священников церкви, членов братского суда, а с 1785 года - бургомистров и членов органа местного самоуправления общины - Греческого Магистрата. Там же происходили «братские каноны» - большие общественные праздники и торжества. Деньги из церковной казны часто выдавались в долг купцам, а за счет процентных доходов Братство оказывало помощь обедневшим членам общины и сиротам, удерживало школу и госпиталь.

Греки осуществляли значительное влияние на жизнь города. Так, в 1714-1718 гг. Нежинским вийтом был стерт Тернавиоты, а в 1727-1750 гг. - его сын Петр.

Постоянный рост греческой общины в Нежине и наличие средств позволили грекам начать в 1714 году перестройку деревянной Михайловской церкви. За разрешением гетмана И. Скоропадского на месте предыдущего деревянного храма заложен каменный фундамент. Строительство продолжалось более 10 лет, его завершил в 1729 году священник Николай Босняк. Последний и был ктитором храма в течение 1719-1739 годов. 28 мая 1731 храм освятил митрополит Киевский Рафаил Заборовский. Это торжественное событие в жизни нежинских греков увековечена надписью на мраморной доске, которая до сих пор сохраняется в интерьере храма. «Приходской летопись» греческой Михайловской церкви начала XIX в. так подает содержание этого мемориального надписи: «воздвигнуть сей храм архистратигов Михаила и Гавриила при ктиторствы господина Николая Михайловича боснийцы, коему храма заложено основание из согласия всех братьев 1714-го году, и оставалась без производства работ до 1725 года. Затем, продолжая работу, окончен в 1729 году, и по приезде из Киева архиерея господина Рафаил, освящен в 1731-м году расходами братьев ».

Затем, продолжая работу, окончен в 1729 году, и по приезде из Киева архиерея господина Рафаил, освящен в 1731-м году расходами братьев »

Михайловский храм практически не имеет никакого внешнего убранства. Это простая тридильна, однокупольное церковь. В ее стены (толщина которых почти 2 м) вмурованы глыбы с эпитафиями греческом языке.

В ее стены (толщина которых почти 2 м) вмурованы глыбы с эпитафиями греческом языке

В 1760-х годах началась реконструкция Всехсвятской церкви, строительство которой закончилось в 1805 Кстати, когда в 1820 в городе открылась Гимназия высших наук кн. Безбородко, дирекция этого учреждения советовала гимназистам посещать греческую Всехсвятская церковь, ведь она стимулировала изучение иностранных языков, развивала эстетические чувства. А для детей из греческих семей церковь Всех святых была едва ли не единственной возможностью объединиться с родиной.

А для детей из греческих семей церковь Всех святых была едва ли не единственной возможностью объединиться с родиной

Всехсвятская церковь несколько раз перестраивалась: современный вид она получила благодаря строительству, начатому в 1800 году. Но поскольку первоначальный проект за это время было потеряно, пригласили к сотрудничеству известного черниговского архитектора Антона Карташевского. До наших дней дошла пояснительная записка к проекту восстановления Всехсвятской церкви, написанная рукой А. Карташевского 14 февраля 1800. В частности, там говорилось: «Оная церковь давно уже начата строится. Ныне стены оной, выведенные от поверхности земли вышиною в три сажени с небольшим, весьма крепкий, толстый и совершенно прочны. Под сею церковью сделаны внизу погреба, а наверху тиоплая церквей со сводами ... Но как старый план затеряного, то при сочинении новаго положено, что тиоплой церкви быть ненужно. Потому и назначен сломать своды внутренние посреди самой церкви и над алтарем ... Впрочем, вся фигура, пропорция и величина всей церкви как внутри, так и с наружи объяснений в плане, фасаде и профиле ». Именно по этому проекту в 1805 и завершено строительство церкви. Храм был украшен красивыми классическими портиками дорического ордера, которое предоставило церкви четкие черты класизизму.

Храм был украшен красивыми классическими портиками дорического ордера, которое предоставило церкви четкие черты класизизму

Рядом с Михайловской церковью в 1805 г.. Возвели высокую трехъярусная колокольня с тонким многометровым шпилем, которая составила целостный архитектурный ансамбль греческих храмов. Выпускник Нежинского юридического лицея писатель Н.В. Гербель писал о колокольню, что она «по легкости и возвышенности не имеет себе равных». К 1951 году это было самое высокое сооружение Нежина.

Архитекторы считают нежинским феноменом строительство крупных полуподвалов под домами (с зарешеченными окнами), которые служили еще и спусковыми отверстиями для загрузки товаров. Мастера умели сооружать подвалы с такой вентиляционной системой, чтобы товары не замерзали зимой и не портились жарким летом. Особенно оптимальные условия создавались для хранения соленых огурцов, которые греки заготавливали и поставляли в различные европейские города. Для хранения вин использовались подвалы Всехсвятской церкви. Аренда подвалов способствовала наполнению церковной казны.

Летом 2016 началось исследование подземелий Всехсвятской церкви археологами, геодезистами, учеными, несколько помещений было расчищено от мусора и грязи. Интересно, какие тайны они скрывают?

Легенда или ...?

Одно из самых почитаемых для греков мест в Нежине занимала могила греческого священника (святителя) Михаила. По преданию, он прибыл в 1720-х годах в Нежинской общины греков и очень быстро своей скромностью, смирением, страданием за православную веру привлек к себе сердца нежинцев. Поэтому после его смерти (в 1721 гг.) В городе царило убеждение, что Святитель непременно должен быть зачислен к лику святых угодников Божиих.

Из-за незавершенности строительства каменной Михайловской церкви решено было захоронить священника у южной стены недавно освященного Благовещенского собора. Казалось бы, можно поставить точку в этой истории. Но судьба распорядилась иначе. Через 100 лет архимандрит нежинский Виктор Черняев (1803-1823рр.), Восстанавливая Благовещенский собор после сокрушительного пожара 1797, осматривал основание храма и открыл каминный склеп греческого священника. С удивлением он заметил, что тело Михаила, несмотря на высоченную влажность могилы, абсолютно целости и сохранности, так что можно даже распознать лик покойника.

Когда слухи об этом распространились городом, православные нежинцы начали служить панихиды у гроба явленного Угодника Божия. В это время один из келейник архимандрита Виктора Черняева монах Спиридон тайно отправился к гробу Михаила и отрезал часть его риз, надеясь через них оказывать помощь больным. Но в ту же ночь святитель явился ему во сне, сказав вернуть отрезанную часть риз на место. Спиридон не подчинился требованию и тогда сон повторился второй, третий, причем святитель Михаил предупреждал о грядущем наказании за непослушание. Не выдержав, Спиридон признался во всем архимандриту Виктору, и они вдвоем сошли в могилу Святителя и пришили отрезанную часть риз.

Этот случай еще больше заставил нежинцев молиться Святителя Михаила, а архимандрит Виктор, при росписи Благовещенского собора живописью в 1816г., Велел тут же, над могилой, написать на пилястре образ Святителя Михаила и сделать такую ​​надпись: «Сего Святителя Михаила здесь почивают нетленные мощи ; скончался в 1721 году ».

Более 200 лет существовала в Нежине греческая община и двери греческих храмов были широко открыты для прихожан. Когда в 1872 г.. Сенат Российской империи закрыл греческий магистрат, греки не оставляли стен своих храмов, приводя туда детей, внуков. Храмы перешли в общее пользование жителей Нежина.

На языке воспоминаний

Современники высоко оценили храмовые сооружения нежинских греков. Очень интересными для нас свидетельство владимирского генерал-губернатора князя И. М. Долгорукова, который дважды (в 1810 и 1817 годах) посетил Нежин и оставил подробные описания своих путешествий: «Между новыми зданиями можно выделить Греческую церковь. Она похожа на все новейшие соборы, которые мы видели в Одессе и Херсоне. Иконостас и убранство церкви - в греческом стиле ... Колокольня хорошая и сквозная. К сожалению, поскупились греки сделать с третьим уступом еще один этаж. Она была бы тогда образцовой красоты ... »

Неприятно поразил путешественника тот факт, что в огромном подвале церкви практические греки хранили вино, которое затем продавали на нежинских ярмарках. Второй раз прибыв в Нежин через семь лет, ближе познакомившись с городом и его жителями и посетив вечернее богослужение в Всехсвятской церкви, странствующий князь был поражен красотой храма и оставил положительный отзыв: «Храм очень большой и удерживается со всей благопристойностью. Описывая его, я должен поставить гораздо ниже во всех отношениях наши (то есть русские) не только приходские, но и многочисленные даже соборные храмы. Какая чистота и опрятность! Все паникадила были зажжены свечами и лампадами. Монахи, из которых один с острова Крит, служат благоговейно и прилично. На клиросе по одному дьячку, поют не спеша и без суеты. У них стоят в два ряда школьники Греческого училища, некоторые из них читают псалмы и учатся греческим пению ... Все прилично, все священно, и признаюсь, если бы я понимал греческий язык, то преимущественно стал бы ходить ко всякого богослужения в Греческую церковь .. . Греки не жалеют средств на содержание своего храма: тратят большие деньги. Каждые три года они приглашают из Греции и Царьграда своих священников. Сейчас у них три монаха и иеродиакон ».

Дочь выдающегося конструктора космических кораблей Наталья Королева, вспоминая в своей книге «Отец» о нежинский период жизни Сергея Павловича, описывает деятельность его бабушки Марии Матвеевны, которая имела греческие корни: «Нежин славился на всю Россию своими соленьями - знаменитыми нежинскими огурчиками. Здесь ними занимались давно, и Мария Матвеевна также решила попытать счастья ». По ее инициативе решили продать дом и купить большую усадьбу в центре Нежина по ул. Кушакевича. Усадьба занимала около гектара земли. Сюда входили: дом греческой архитектуры (разрушен во время Великой Отечественной войны), фруктовый сад с вишнями, яблонями, грецким орехом и большой двор. Дом был старинный, деревянный, одноэтажный, но на высоком кирпичном фундаменте. Как принято было в греческих строениях, вход находился со двора - высокое крыльцо, а на нем четыре массивные колонны. Подворье купили в старой гречанки Бояновский. У нее Мария Матвеевна взяла и рецепт соления огурцов. Вскоре дело пошло с большим успехом.

Вот как описывает в дневнике эти заготовительные жатва знакомая семьи Москаленко, этнограф Е. Спасская: «На широком дворе кипела работа: лежали горы бочонков, подъезжала валка подвод с огурцами, фруктами, суетились рабочие, топились печи, варилось варенье, солилися огурцы, мариновались грибы».

Процесс соления длился около месяца. Как только он завершался, Мария Матвеевна ехала торговать. Молодая, красивая, умная, общительная, с замечательным умением убеждать, используя сочный украинский фольклор, она сама ездила к своим заказчикам. Бывала в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве, Лодзи, Риге, Любава ... Заключала соглашения, собирала в поездках информацию о покупателях: кто они, что хотят купить.

Солили огурцы только в нежинской воде. Способ посола и рецептура специй была тайной и ревностно охранялась. В каждом доме имелись свои секреты переработки огурцов, но народная селекция создала столь безупречный сорт, соленья удавалось при любых нюансов. Выращенные на нежинской земли, богатой серебром, огурцы приобретали такого вкуса и аромата, которого в других краях набрать не могли. И храниться в бочках они могли в течение нескольких лет.

Наибольшей популярностью среди горожан и гостей Нежина пользовались службы в греческих церквях - Михайловской и Всехсвятское. Вот что писала в начале 20-х годов о празднике Пасхи в Нежине в своем дневнике известный этнограф Евгения Спасская: «Бабы, пидиткнувшы юбки, быстро шли« к грекам »(Греческой церкви), ибо в эту ночь со времен глубокой древности происходит особая служба «Освящение мира». Эта служба осталась в наследство от настоящих греков, и она совершается в эту ночь только в Симферополе и Нежине ».

Начало XIX в. стал последним ярким периодом в истории Нежинского греческого братства. В то время, когда в Греции усиливается национально-освободительное движение против турецких завоевателей, в Нежине строится Греческое Александровское училище (1816г.), Церковь Константина и Елены (1819-1821р.) На Греческом кладбище, каменный инвалидный дом (ул. Московская), купцы жертвуют значительные средства на открытие новых храмов, училищ, библиотек, финансируют издание просветительской и классической литературы.

В 30-х годах XIX в. ускоряется упадок Греческого братства - в результате реформ российского правительства Нежин из большого полкового города постепенно превращается в глухую провинцию. После победы в Греции национально-освободительной революции и провозглашения в 1830 независимости нежинские греки начинают возвращаться на историческую родину или переселяются в портовых городов юга России.

История и современность

ХХ век с его безжалостным уничтожением исторических и культурных памятников, пренебрежением народными традициями тяжелым бульдозером прошло по белоснежных храмах. Сначала закрыли Михайловскую церковь, превратив ее в состав. В 30-е уничтожили верхние этажи колокольни, после войны - то, что смогло уцелеть в годы оккупации. В конце 1960 в помещении Всехсвятской церкви застучали мяча - она ​​превратилась в спортивный зал соседней школы ... Навсегда потеряно художественные росписи и иконостасы.

Менялись времена, а вместе с ними - и отношения к религии, духовных достижений народа. На рубеже 1980-1990 годов были проведены реставрационные работы над греческими храмами в Нежине. В декабре 1994 г.. Впервые после 30-летнего перерыва пригласила к себе нежинцев Всехсвятская церковь (Киевского Патриархата).

Руками нежинских мастеров воздвигнут величественный иконостас Всехсвятской церкви (автор - известный художник А. Кошель). Иконостас деревянный, покрытый специальной краской (на позолоту не хватило средств, и это, как показало время, и к лучшему) - в Украине он один из немногих, и полюбоваться им приезжают из разных уголков страны.

Созданный с чистыми мыслями и помыслами гостей солнечной Греции, сейчас этот храм как бы продолжает болеть за судьбу Украины. 15 декабря 2014 замироточила икона святого Сергия Радонежского, который считается одним из православных символов Украины и России. А еще раньше в храме мироточила икона «Всех Скорбящих Радость».

Летом 2016 в Всехсвятской церкви произошла еще одна событие - закровоточила икона с изображением отрубленной головы Иоанна Предтечи (под правым глазом святого появилась кровавое пятно). Настоятель храма отец Сергий (Чечин) объяснил, что это не очень хороший знак, но таким он является для тех, кто делает зло другим, а праведный человек не должен пугаться. Кровоточащая икона Иоанна Предтечи побывала в зоне АТО - Украинский солдатам, которым так нужна поддержка настоятель объяснил, что это хороший знак - сигнал Господа, мы победим.

Кровоточащая икона Иоанна Предтечи побывала в зоне АТО - Украинский солдатам, которым так нужна поддержка настоятель объяснил, что это хороший знак - сигнал Господа, мы победим

Отца Сергея по праву считают своим капелланом много бойцов на Востоке, ведь он еженедельно доставляет им продукты первой необходимости, питание, одежда, его подвижническая деятельность находит поддержку и признание среди населения города. Это очень светлый человек, как бы излучает любовь, способна найти для каждого слова поддержки, помочь, посоветовать, без которой трудно представить церковь Всех святых.

А духовная жизнь Нежина трудно представить без Всехсвятской церкви, досталась потомкам в наследство от нежинских греков. Завершаются восстановительные работы на соседней Михайловской церкви, которая тоже вскоре станет украшением архитектурного ансамбля исторического центра города. На очереди - достаточно запущена кладбищенская церковь Константина и Елены, у которой покоятся в украинской земле лучшие сыновья греческого народа.

Не только огурцами славный город Нежин ...

Не только огурцами славный город Нежин

Список использованных источников и литературы

  1. Шафонский А.Ф. Черниговского наместничества топографическое описание. - М., 1851
  2. Вести, №15. - 2008 - 18 апреля
  3. Греки в Нежине. / Сост. А.Морозов, - М., 2002
  4. Легенды Нежина. - Прилуки, 2006
  5. Нежинский вестник, № 30. - 2008г. - 17 апреля
  6. Нежинская старина. Выпуск 2. - Нежин, 2006
  7. Нежин на пороге ХХ века. - Нежин, 2007
  8. Петренко Л. Б. Нежин: древний и всегда юный. - Нежин, 2004
  9. Просвита. - 1993. - № 4
  10. Просвита. - 1994. - № 2-3
  11. Самойленко Г.В. Нежино мой ... - Киев, 2002
  12. Сиверянский летопись. - 1996.- № 4
  13. Украина - Греция: история и современность. Тезисы международной научной конференции. К., 1993
  14. Черниговщина. Энциклопедический справочник / под ред. А. В. Кудрицького. - Киев, 1993
  15. http://podorozh.info/?view=ob&kod=453
  16. www.nizhynrada.org/index.php
  17. 1000years.uazone.net/nizhyn.htm
  18. encyclosights.com
  19. www.gorod.cn.ua
  20. ukrainaincognita.com
  21. ukrmandry.com.ua/index.php
  22. http://orthodox.cn.ua/2013/11/20/nizhinskij-blagovishhenskij-cholovichij-monastir-nazaret-presvyatoji-bogorodici/
Интересно, какие тайны они скрывают?
Info/?