Воскресенье перед Богоявлением

Виталий КЛИМЧУК Виталий КЛИМЧУК   «1

«1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. 2. Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему. 4. Явился Иоанн, крестил в пустыне и проповедовал крещение и покаяние для прощения грехов. 5. И выходили к нему со всей страны Иудейской и Иерусалимляне; и все крестились в Иордане от него, исповедуя грехи свои. 6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед. 7. И проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мной, которому я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. 8. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым ».

Евангелист Марк начинает свой рассказ об Иисусе (1: 1-8) с рассказа об Иоанне Крестителе. Слова первого стиха намечают суть целого Евангелия от Марка. Все 16 глав не является, конечно же, «началом», но все представляют Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия.

Выражение «Сын Божий» был известен для современников Иисуса - в Ветхом Завете ним часто определяли ангелов, царей Израиля, даже целый народ назывался «сыном Божьим». Однако по Иисуса евангелист Марк употребляет этот термин в куда более высоком значении: Иисус является Сыном Божьим - важность Божественного усыновления Иисуса, упомянутого в начале Евангелия, можно увидеть в рассказах о Его крещения (1:11), преображения (9: 7) и в словах сотника сразу после смерти Иисуса (15:39).

Ветхозаветная цитата в 2-3 стихах проясняет, что подразумевает Марк под словами «начало Евангелия»: он думает о подготовительной деятельности Иоанна и мощный приход Господа, которые являются исполнением нескольких очень важных текстов. Один находится в книге Исход 23:20 ( "Вот, Я посылаю Ангела Моего пред тобой») и перефразовуеться пророка Малахии в 3: 1 ( «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною»). Другой встречаем в той части книги пророка Исаии, которая рассказывает об окончании плена и радость для Израиля 40: 3 ( «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему»). Эти отрывки Писания особенно важны для понимания миссии Христа и Его Предтечи.

Иоанн - только предтеча, который готовит дорогу, а «грядет сильное меня за мной, которому я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1: 7). Иоанн свидетельствует о Нем так: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1: 8). Иоанн проповедовал, что день Господень близок: скоро, наконец, Бог вмешается в историю и оправдает народ и избавит его от гнета. Проблема заключалась в том, что народ не был готов к приходу Мессии. Поэтому Иоанн всех закликáв к покаянию, без которого невозможно получить дары новой эпохи. Как внешний символ внутренней перемены он омывал в Иордане всех, кто откликнулся на его весть.

Это был внешний знак, который не совершал изменения в жизни. Изменение должно было происходить благодаря усилию человека, который является слабым после грехопадения. Иисус крестил Святым Духом - это крещение дарит необычайную благодать и духовную силу (Деян. 1: 8). Благодаря крещению Духом люди становятся членами Церкви - Тела Христова (1 Кор. 12:13).

Погружение в иорданскую воду было новым обрядом, но своим пророчеством Предтеча придает ему новый смысл. Но самое главное - он сообщает, что следом идет Кто, который на самом деле сильнее его. Настолько сильный, что он считает себя недостойным выполнить служение раба - наклонившись, развязать ремень обуви Его: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Итак, Иисус через погружение в Святого Духа делает нас участниками свое крещение. Пусть в наших сердцах будет решительная постановление обратиться, чтобы в повиновении и с доверием принять в свое сердце имя Иисуса Христа, Сына Божия.

Вол. епарх. видом.- 2017.- № 1 (146)