ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ МИР?

Начнем с самого главного Начнем с самого главного. По какой причине Бог принял решение создать мир? Это вопрос, который не имеет ответа. Однако мы не можем им не сдаваться. И вероятный ответ на этот безмолвный вопрос мы находим у святого Максима Исповедника, когда он в своих «Главах о любви», рассуждая об этом, говорит о взаимной радость: «Бог вседовольный создал людей из небытия в бытие не потому, чтобы в чем-то нуждался , но чтобы они, соответственно приемлемости своей, вкушая Его блаженства, наслаждались Сам же Он веселился о делах Своих, видя их свадьбы »(« Главы о любви », сотници 3:46).

Мысль, которую Максим Исповедник высказывает, рассуждая о взаимной радость, можно связать и с понятием взаимной любви. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), - говорит нам евангелист Иоанн. И эта Божественная любовь не эгоцентрическая, а взаимная, она распределяется между всеми, кто к ней причастен. Бог - это не просто какая-то существо, независимая, отделенная и любящая лишь Сама Себе. Бог есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Все три Лица любят друг друга и соединены друг с другом в непрерывном движении взаимного общения. Бог не личный, но межличностные, представляя собой не просто объединение, но слияние. Один из характерных терминов, который отцы-каппадокийцы используют для описания Святой Троицы, - общение.

Итак, если Бог как Святая Троица представляет собой таинство любви, делится, это означает, что решение о Сотворение мира находится в полной гармонии с природой Бога, поскольку Создание позволяет и другим, кроме Него, разделить это движение Тройственного любви. Говоря, что этот выбор находится в согласии с природой Бога, я не имею в виду, что Бог в той или иной степени «обязан» создать мир. Напротив, никакие внутренние и внешние факторы не заставляли Бога осуществлять такой жест. Он действовал абсолютно свободно. Бог необходим для мира, однако мир не является необходимым для Бога. Как говорил русский богослов Георгий Фроловский: «Мир существует. Но он начал существовать. И это значит: мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытия мира возможно только через позасвитовим волю Всеблагого и Всемогущего Бога ».

Однако несмотря на то, что Бог творит мир с абсолютной и совершенной свободой, а мир, соответственно, является выражением Его свободной воли, Бог в акте творения открывает и Свою истинную природу - любовь. Вспомним здесь слова святого Дионисия Ареопагита о том, что Божественная любовь экстатическая, - это значит, что она находится вне Него. Бог создал мир, потому что любовь его «разливается». Без этой проливая любви мир никогда не стал бы существовать. И вместо того, чтобы говорить о создании ex nihilo (из ничего), правильнее было бы говорить о создании ex amore (с любви).

Если мы будем смотреть на создание таким образом - как на выражение взаимной радости и взаимной любви - тогда никакие теистические взгляды, которые утверждают, что вселенная является произведение, а святой Творец - архитектор или мастер, не смогут удовлетворить нас. Мы не можем принять образ вселенной как каких-то часов, которые часовщик только производит, заводит и впоследствии оставляет идти.

Несомненно, подобные точки зрения ошибочны. Согласно замечанию святых Максима Исповедника и Дионисия Ареопагита, Создание не является актом, в котором Бог действует только вне, но актом, с помощью которого Бог выражается и внутренне. Бог находится не только за пределами творения, но и внутри него. Первые образы, с помощью которых мы описываем связь Бога с миром, не должны изображать тот, кто предоставляет мира форму, меняет его и организует. Мы должны представить себе Бога как некую сущность, которая живет внутри всего, присутствующую везде и вечно. Когда мы говорим о том, что Бог есть Творец вселенной, мы имеем в виду то, что Бог есть «везде сущий и все исполняющий», пользуясь словами, которыми Православная Церковь обращается как к Христу, так и к Святому Духу.

С этой проблематикой тесно связана и другая тема, которую я хотел бы затронуть. Создание мира должно трактоваться не как какое-то событие, однажды случилось в прошлом, но как то, что продолжает быть связанным с настоящим. Мир существует, потому что Бог любит его, и не потому, что полюбил когда-то в далеком прошлом, в самом начале, но поскольку любит его здесь и сейчас, в этот самый миг и в каждую следующую. Нам следует говорить о Создание не в какой-то неопределенный момент времени, но в настоящем. Мы не должны говорить, что когда-то, много лет назад, Бог создал мир. Речь идет о том, что Бог творит мир со мной и тобой внутри него сейчас и всегда. Если бы святой Творец не пользовался своей творческой волей каждую долю секунды, то вселенная затерялся бы во мраке небытия. Как говорил святой Филарет Московский, «творческое слово является как мост с Адамант, на котором поставлены и стоят творения, под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного ничтожества» ( «Слово в день обретения мощей святого отца нашего Алексия Митрополита Московского и всея России Чудотворца и по случаю возвращения в Московской пастве »). Это творческое слово Божие, «моста с Адамант» святого Филарета, есть слово, сказанное не один раз, но неуклонно, слово, сказанное вчера, сегодня и повторяющееся «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

Как творение Божие, мир является по рождению прекрасно: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Но одновременно это и мир грехопадения, изломанный, сломан, разрушен и искаженный грехом - первородным грехом наших предков и личными грехами каждого из нас. Как говорит апостол Павел, все творение «покорилось суете» и «стонет», ожидая часа, когда снова станет свободным (Рим. 8: 20-22). Однако это падение не является сплошным. В созданной природе даже в падшем состоянии продолжают слышаться отголоски священной и действенной присутствия Божия. И мир продолжает оставаться прекрасным, пусть и красота его несовершенна. И мы действительно можем сказать слова, произнесенные на каждой вечерней: «Дивны дела Твои, Господи».

Неизвестный автор произведения русской книги XIX века «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» ярко подчеркивает эту врожденную красоту и великолепие мира. Проходя сквозь бесконечную лесную чащу с Иисусовой молитвой на устах, паломник чувствовал, как сердце его наполняется любовью ко всем людям, и не только к ним, но и ко всему сущему: «Когда при седьмую я начинал молиться сердцем, все вокруг меня представлялось мне в замечательном виде: древа, травы, птицы, земля, воздух, свет, все будто говорило во мне, что существуют для человека, свидетельствуют любовь Божию к человеку и все молится, все воспевает славу Богу. И я понял из этого, что называется в Добролюбии «ведением словес творения» (Рассказ вторая). Опыт этого конкретного момента является не ложным чувством, но настоящим познанием истинной природы созданного мира.

Митрополит Диоклийский Каллист Уэр

Перевод на украинский язык - «Киевское Православие»

По какой причине Бог принял решение создать мир?