Фома Аквинский

Фома Аквинский

великий учитель католический церкви, философ, теолог, основатель томизма, систематизация схоластики.

Родился Фома Аквинский примерно 1225 году вблизи города Аквино. Происходил из знатной италийских семьи. С раннего возраста отец Тома знал его на обучение в монастырь Монте-Кассино. В монастыре Монте - Кассино Фома Аквинский начинает изучать труды святых отцов и древнегреческих философов. Особенно Томи Аквинскому нравились труды древнегреческого философа Аристотеля. Примерно в 1243 году Фома Аквинский начинает учиться в Неапольском университете.

В 1244 году Фома Аквинский знакомится со своим будущим учителем Альбертом Великим, после знакомства с ним молодой Тома вступает в орден доминиканцев несмотря на запрет своего отца.

В 1248 году Фома Аквинский продолжает учиться в Парижском университете. В 1252 году Фома Аквинский начинает преподавать теологию и философию в Парижском университете.

В 1259 году Фома Аквинский покидает преподавательскую работу в Парижском университете и перебирается в Рим по приказу папы Урбана IV.

В 1265 году выходят первые главы трактата Фомы Аквинского «Сумма теологии». Сумма теологии стала фундаментальным трактатом для Католической церкви. Папа Бенедикт XV назвал «Сумму теологии» основной доктриной католической церкви, которую должны соблюдать все верующие христиане. В этом трактате Фома Аквинский доказывает пять доказательств существования Бога.

1) доказательство существования Бога Поскольку все в мире движется, то должен быть «перводвигатель» и этим первой двигателем Бог.

2) подтверждение Все явления и предметы имеют причину своего возникновения и существования, и первопричиной всего является Бог.

3) доказательство Все в мире существует не случайно, а по необходимости, эта необходимость - Бог.

4) доказательство Все вещи имеют различные степени совершенства. Поэтому должно существовать абсолютное мерило совершенства - Бог.

5) подтверждение В природе все имеет определенный смысл, целесообразность своего существования. А значит, должна существовать «последняя» и главная цель - Бог.

Именно в 5 доказательств существования проявляется рационализм Фомы Аквинского. Хотя сам Аквинский считал, что рационально нельзя доказать существование Троицы, Воскресения мертвых, и воплощение Иисуса Христа, ведь они по своей сути являются иррациональными и такими, которые не может доказать человеческий разум. Именно в вере в эти догмы проявляется вера человека в Бога. Поэтому Фома Аквинский считал, что человек должен пользоваться своим разумом и познавать окружающий мир, но человеческий разум не может доказать полностью существования всех догматов христианской церкви. Важную роль в своем трактате «Сумма теологии» Фома Аквинский уделяет понятию государства. По мнению Аквинского государство должно это часть Божьего порятку, где главой является Господь. Фома Аквинский считал, что человек по своей сути является общественным существом, которое желает иметь определенный порядок по которому нужно жить, потому возникали государства. Правильным формой правления государства является монархия, поскольку Бог установил определенные правила для существования всего живого, так же обладатель дает людям общественные правила по которым человек должен жить. Фома Аквинский разделял монархию на два вида: на абсолютное и политическую. По его мнению лучшим видом монархии политическая, поскольку не только обладатель решает все стране но и церковь. По мнению Аквинского церковная власть имеет преимущество над светской властью, ведь церковная власть ближе к Богу.

В 1274 году Фома Аквинский отправляется на Лионский собор и в дороге к собору Аквинский умирает.

В 1323 году Католическая церковь причислела Фому Аквинского к лику святых.

Наследие Фомы Аквинского огромная, его взгляды стали доктринальным в Католической церкви, идеи Аквинского актуальны и сегодня, а его знаменитое изречение, что философия служанка теологии стал классическим и повлиял на дальнейшую полемическую судьбу между философами и теологами.

БСИД
портал ФИР