Дело народная: как без политиков изменить Конституцию

Украина нуждается в полной перезагрузки политико-правовой системы. Реальным действующим сводом правил функционирования государства должна стать разработанная Учредительным Собранием и всенародно принята новая Конституция.

Очередной виток кризиса четко демонстрирует недееспособность государственного аппарата и политических элит в целом. Старая 20-ти летняя модель консенсуса бизнесово-политических кланов себя уже исчерпала. А представители власти до сих пор пытаются играть по тем же разрушительными понятиями.

Зато, в активной части гражданского общества отсутствуют реальные процедурные механизмы системного влияния на ситуацию.

На фоне отсутствия реальной борьбы с коррупцией «на верхах» и падение уровня жизни граждан это может привести к неконтролируемым социальным бунтам. И, как следствие, иметь непредсказуемые последствия для государственности Украины.

Предотвратить негативные сценарии можно только изменив систему в целом, -а не отдельные ее элементы, или даже правящий режим.

Политическая борьба без правил - разрушение основ государственности

Функционировать наше государство должно по правилам, которые заданы конституции как основного закона.

Однако, Конституция Украины с самого начала и близко не была общественным договором, которого так нуждалась молодое государство. Тогда, в 1996 году, это был в лучшем случае договор между политическими элитами, а скорее компромиссом между президентом и Верховной Радой. В самой ВР это был компромисс между тогдашней коммунистической большинством и национал-демократической меньшинством.

Общество не имело реальных механизмов влияния на принятие Конституции.

Специальная комиссия действовала под председательством первых лиц государства с привлечением представителей различных ветвей власти. Это, безусловно, с самого начала повлияло на скептическое отношение общества к Основному закону. Документ всегда в целом воспринимался, как декларативно-теоретический.

С начала 2000-х Конституция играет роль всего лишь инструмента в политической борьбе без правил. Ее пытаются изменить то в одну, то в другую сторону без настоящего обсуждения в обществе.

Причем для конституционных изменений использовались различные подходы.

В 2000 году году президент Леонид Кучма в противостоянии с законодательной властью применял технологию изменений в Конституцию путем всенародного референдума.

Плебисцит прошел под полным контролем властей, без альтернативного обсуждения. Проголосованы вопрос о сокращении численности нардепов, отмена их неприкосновенности и создания двухпалатного парламента - до сих пор не ратифицированы Радой.

В 2004-м, в разгар Оранжевой революции, Основной закон изменила Верховная Рада. И это также стало результатом компромисса революционного Майдана с режимом Кучмы, который отходил.

В дальнейшем дошло даже до того, что нормы Конституции менялись уже даже без участия парламента - с помощью "ручного" Конституционного суда, как это в 2010 году сделал Янукович, ставший президентом.

Общественности отводилась роль только пассивного наблюдателя за конституционными пертурбациями.

На современном этапе Конституция Украины стала заложником уже геополитических раскладов.

Сейчас наше государство заставляют принять изменения в Основной закон в соответствии с "Минского процесса". А нардепы под давлением иностранных наблюдателей готовы нарушать собственно Конституцию ради легитимизации таких изменений.

Правовой нигилизм дошел уже до того, что в января 2016 года парламент принимает изменения в Регламент своей деятельности, которые позволяют рассматривать изменения в Конституцию на любой следующей сессии. Этим созданы предпосылки для нарушения Конституции при принятии изменений к ней - ведь самовольное трактовки статей Основного закона о "следующую очередную сессию" является вопиющим правовым нигилизмом и ярким проявлением комплекса неполноценности.

Мы уверены, что внесение "минских перемен" будет непоправимым ударом по остаткам авторитета Конституции. Говорить после этого всего о необходимости уважения общества к Основному Закону будет просто насмешкой. А самое страшное, что такого рода изменения, да еще и без привлечения общественности, вообще подрывают основы государственности.

Общеупотребительное тезис о том, что не стоит менять Конституцию, а просто его выполнять - тоже не выдерживает никакой критики.

И дело не только в нечеткости распределения властных повноважень.Конституция должна быть правдивой, если хотите, практичной.

Должны честно признать, что обеспечение качественной бесплатной медицины, высшего образования и т.п. - только популистскими декларациями. Зачем прописывать то, что выполнить невозможно ?! Но это уже темы для отдельной дискуссии и широкого экспертно-общественного обсуждения.

Правила принятия нового Основного закона

Должны признать, что Конституция сейчас не работает. Мы убеждены, что Основной закон не должен в очередной раз меняться политиками. Необходимо всенародно принимать совершенно новый Основной закон.

Понимаем, что вряд тема изменения Конституции реально беспокоит большинство граждан. Большинство всегда хочет мира и хорошей жизни, а методы достижения этого не так уж и важны. А влечет за собой общество, народ - активное меньшинство, которая хочет перемен. В Украине давно сформирована критическая масса пассионариев.

Поэтому главным "локомотивом" разработки Новой Конституции призвана быть активная часть гражданского общества. Тогда синергия Революции Достоинства будет использована для развития качественно нового государства, а не на циклическую борьбу с очередными режимами.

В начале этого года уже зарегистрирован специальный законопроект №3781 " О процедуре подготовки проекта новой Конституции ", Который разработан Коалицией гражданского общества" Народная Конституция "и представлен на регистрацию в парламенте группой нардепов из разных фракций и внефракционных.

Главной новеллой законопроекта является избрание гражданами Конституционного Собрания, которые будут разрабатывать новую Конституцию.

Конечно же, сам документ требует серьезного обсуждения, как в парламенте, так и в экспертных кругах. Но очевидно, что нужно наконец покончить с пагубной практикой Конституционного ассамблей как совещательных консультативных органов при президентах, которые являются ширмой для принятия таких изменений, выгодных временном руководству государства.

Насколько серьезно изменение правил грозит настоящим "конституционалистов", свидетельствует тот факт, что председатель ВР Владимир Гройсман сначала отказывался регистрировать документ, ища процедурные препятствия. Но потом, под давлением общественности, документ таки прошел регистрацию .

Если парламент примет специализированный закон, то тогда сразу начнется подготовка и проведение выборов делегатов в Конституционное собрание.

Украина нуждается в полной перезагрузки политико-правовой системы

нажмите для увеличения

Однако вполне вероятно, что нардепы отклонят документ или отложат его в "долгий ящик".

Тогда мы планируем действовать с помощью всенародного референдума или путем подачи петиции.

А именно - сбор 3 миллионов подписей граждан Украины, как того требует законодательство, с требованием к президенту об объявлении Всеукраинского референдума для принятия проекта закона "О Конституционное собрание".

Правда, для проведения результативного референдума придется сделать две вещи: добиться рассмотрения и отмены Конституционным Судом неконституционного закона " О всеукраинском референдуме "И рассмотреть и принять новый Закон о референдуме , Который находится в Верховной Раде с лета 2015 года.

В случае успешности референдумной или петиционной процедуры - начнутся выборы делегатов Конституционного собрания по мажоритарной многомандатном избирательном системой. Количество делегатов, по нашему мнению, должен составлять от 400 до 600 человек.

Особый ценз: запрещено избираться действующим политикам и чиновникам. А именно - президенту, нардепам, депутатам местных советов, членам правительства, судьям, прокурорам и тому подобное. Также делегаты Конституционного собрания подписывают обязательство о своем отказе от государственных и выборных должностей на ближайшие 10 лет.

Далее всенародно избраны делегаты приступают к подготовке новой Конституции Украины.

Последний шаг - разработан Конституционным собранием документ принимается на всеукраинском референдуме после соответствующего обсуждения.

Как видим, при таких условиях ни парламент, ни правительство, ни президент напрямую не участвуют в конституционном процессе.

По нашему мнению, это будет очень положительное влияние. Ведь процесс принятия Конституция не будет площадкой ожесточенной политической борьбы. Документ будет приниматься в интересах нации - а не в угоду отдельных лиц.

Для изменений достаточно года

Конституционные изменения путем всенародных Учредительного собрания не является ноу-хау украинских экспертов. Это распространенная мировая практика.

Для подготовки украинского варианта мы проанализировали опыт десятков государств, именно с помощью учредительной власти принимают не только Конституцию, но и регулируют другие законодательные акты функционирования государственности.

В частности, в принятии Конституции Соединенных Штатов Америки (США) приняли участие, кроме общенациональных Учредительного собрания, Конвента - и Учредительное собрание каждого из штатов. В Основном законе от 17 сентября 1787 сохраняется значение Конвента, который созывается по требованию законодательных собраний 2/3 штатов для внесения поправок в Конституцию.

Интересен опыт Болгарии. Действующая Конституция от 12 июля 1991 принята Большими Народным Собранием. Болгарский - одна из немногих Конституции, где четко прописан статус Учредительного собрания, состоящие из 400 представителей. Причем, Великое Народное Собрание вправе не только вносить изменения в Конституцию, но и решать вопросы формы госустройства и правления, изменения территории государства и ратификации международных договоров.

Для того, чтобы изменить Конституцию Бельгии, законодательная власть заявляет о необходимости пересмотра документа - и король распускает обе палаты парламента. После чего собираются новые палаты, которые считаются Учредительным. Они и уполномоченные менять Конституцию.

Учредительным собранием принимались Конституции Норвегии (1814), Италии (1946), Португалии (1975), Бразилии (1998, Румынии (утверждена общенациональным референдумом 1991 года) и других государств. В Аргентине в течение XIX-XX веков 7 конституционных реформ обеспечивались Учредительной Ассамблее.

Недавно, в 2014 году Учредительной властью утверждалась Конституция Туниса. Документ принимался парламентом, который был специально уполномоченным на это народом и прекратил свои полномочия сразу после принятия Конституции.

Мы убеждены, что гражданское общество способно организовать и воплотить в жизнь учредительный процесс по созданию новой Конституции Украины в течение 2016 года.

Только когда Конституция будет "выстраданная" гражданами и всенародно принята - тогда она станет настоящим общественным договором. В таком случае будет надлежащая уважение к Основному закону, который будет отвечать требованиям времени, общественной справедливости и национальном развитии.

И только после установления новых правил можно и нужно перезагрузить политическую систему путем досрочных выборов.

Виктор Жердицкий, Остап Смук, Тарас Стецькив, "Республиканская платформа", специально для УП

Зачем прописывать то, что выполнить невозможно ?