Пляшевая. Берестечко

Карта

Координаты: 50 ° 21ь19 "с. ш. 25 ° 11ь37 "вост. д.

Самое интересное в этой истории то, что на странице, которая носит название "Берестечко", я буду рассказывать о Пляшеву, а о самом Берестечко расскажу на странице ... Хм. не «Пляшевая" же ее называть? Наверное, будет тогда "Берестечко-2 ".
Путаница возникла потому, что знаменитая битва "под Берестечком" происходила на самом деле гораздо ближе к селу Пляшева Ровенской области, чем в означегоно города Гороховского района Волыни .

Сразу хотелось бы поблагодарить Неистовом за прекрасную экскурсию этими памятными местами в сентябре 2003 года. Было действительно очень интересно! Кроме того, без него я бы увидела максимум музей и новый монумент казакам. С ним, который пластував здесь в детстве каждое лето, побывала и "там, где триста как стекло ...", и на так называемой казацкой яме, где по преданию погиб последний казак.

Во второй раз я побывала на "казацких могилах" в июне 2006года. Приличная дорога к заповеднику - разве с бродов . С всех остальных точек (с Дубно. С Луцка . Еще откуда там) до Пляшевой ведет так называемая соша - а далеко не каждая машина любит, и пассажирам от тряской трассы томно и грустно ...


Взяться самостоятельно перевести всю историю этого места я не берусь. Слишком оно знаковое и значимое. Говорят, в этом наша беда, что помним проигрышные для себя Берестечко вместо победоносных Синих Вод или Корсуня. Возможно, и так. Говорят, поляки до сих пор считают Берестечко символом своей военной победы. В каждой монеты есть аверс и реверс.
Итак, очень кратко:

Вблизи села Пляшевая сохранилось место знаменитой драматической битвы отрядов Богдана Хмельницкого с польскими войсками. В разгар боя, когда казаки уже начинало побеждать, подкупленный поляками Крымский хан Ислам Гирей ИИИ предал Богдана и, забрав его самого в плен, бежал с поля боя. Казацкое войско осталось без руководства. На экстренной рады полковники решили прекратить бой и отступать через болота.

(Неистовый много рассказывал о тех болота - и сколько в них еще лежит украинских костей. И какие ужасные звуки издают они иногда по вечерам). Для прикрытия отхода основных частей было оставлено несколько небольших отрядов. Очевидец боя француз Пьер Шевалье так описывал завершение этой битвы: "В одном месте среди болота скопилось триста казаков и храбро защищались против большого числа атакующих, которые нажимали на них отовсюду. Полностью окружены, они погибли. Остался один, боролся в течение трех часов против всего войска польского. "
Сейчас и не сразу скажешь, что историко-архитектурный музей "Поле БЕРЕСТЕЧКОВСКАЯ битвы" находится на острове, который называется Журавлиха. Вокруг равнина, поля и лесок вдали. По легенде, название озера возникла из сочетания слов "печаль" и "беда", потому что после битвы это место было в буквальном смысле покрыто костями погибших. Черепа, кости, оружие казаков и поляков крестьяне выпахивали плугами и через 100, и через 200 лет после битвы. За последние 20 лет найдено около сотни человеческих скелетов, немало образцов тогдашней оружия и личных вещей. Раскопки показали, что в битве под Берестечком участвовали еще и донские казаки и московские стрельцы. Скорее всего, на стороне Богдана Хмельницкого.
Различные источники дают свое количество войск, принимавших участие в битве. Наиболее вероятные цифры - около 150 000 поляков против 100000 казаков. На стороне Хмельницкого было еще около 30 000 татар Ислам-Гирея. До сих пор неизвестно, был ли сговор татар с полякам. Еще версия татарской измены - байрам, во время которого мусульманам запрещено воевать. Хмельницкий, узнав об измене, бросился вдогонку за татарами. Вместо убедить их и вернуть назад, сам попал в плен. И хотя бой продолжался после этого еще добрых десять дней, судьбу уже была решена.
На территории музея стоит деревянная Михайловская церковь с с.Остров (перенесена в 1914г.), Построенная еще до битвы. Есть легенда, что именно здесь накануне сечи молился за победу гетман. Перед иконостасом - лестница под землю. Подземный ход ведет к саркофагу с остатками казаков. Здесь созданы огромную гробивницю, доверху заполненную человеческими костями. Через прозрачные окошки видно простреленные и порубленные черепа, сломанные кости. Жутко. Сейчас невозможно выяснить, где останки польских гусар, а где запорожцев. Смерть уравняла всех. Ранее эти остатки валялись на острове просто под ногами, сюда же приносили их жители окружающих сел. Есть предание о бездомную набожного женщину Татьяну, которая сто лет назад жила в этих краях, просила милостыню и блуждала окружающими полями, собирая казацкие кости. В саркофаге - мизерная часть жертв, большинство костей навеки похоронена болотами.

Украшение музея - Георгиевская церковь, о ней ниже. Инициатором ее создания был Почаевский архимандрит Виталий Максименко. Николай II пожертвовал на строительство 25 000 руб. Аналогов церкви в мире нет, потому что в одних стенах есть аж три храма: Георгиевская - основная, Бориса и Глеба - так называемая балконная церковь (занимает второй этаж) и Параскевы Пятницы - подземная. Шедевр Ижакевича "Голгофа" украшает фронтон Георгиевской церкви.
Ежегодно в 9 пятницу после Пасхи здесь отмечают День памяти казаков. 1991г., В день 340-й годовщины битвы, в Пляшеву приехало 500000 человек. Туристы тогда буквально осушили все местные колодцы.
В 2 км от комплекса - окруженный болотами остров Гаек. Подробнее путь не опишу, ибо всю дорогу слушала рассказы своих гидов и мало смотрела на ориентиры. В Роще нашли смерть легендарные 300 казаков, ставших примером небывалой мужества. В один из последних дней битвы здесь заняли оборону запорожцы. Целый день не могли их преодолеть несколько тысяч поляков. Даже пушки оказались бессильными. Пока длился бой, поляки не могли подступиться к переправе, и тысячи казаков и крестьян смогли спокойно отступить. Штурмовать Гаек прибыл король Ян Казимир. А вечером отряды немецких наемников захватили остров. Сейчас здесь, по крестообразной оградой - несколько старых крестов. А рядом - Казакова яма. По легенде, сюда бежал последний из трехсот запорожцев. Выплыв на середину озера на лодке, казак и дальше отстреливался от врагов. Очарованный его героизмом, Ян Казимир предложил казаку показаться в плен, пообещав оставить того в живых. Козак отказался и погиб непобежденным. Говорят, что в теле неизвестного героя нашли 14 пуль. Сейчас Яма зарастает камышом, и его ежегодно срезают. Это место почему-то любят кладоискатели: вроде сюда бросили казаки свое сокровище (трубку и прах?). Дирекция музея в 1990-х годах даже вызвала водолазов, и ничего в яме не нашли.
"Поле БЕРЕСТЕЧКОВСКАЯ битвы" в 30-е гг. ХХ в. был фактически запрещенным местом, за посещение которого можно было попасть в тюрьму. При советах здесь бив пионерский лагерь, свиноферма, а также отряд больной ящуром скота. Лишь в 1966 году территория была объявлена ​​заповедником и передано музею.

Автор - Татьяна Бажанова

Георгиевская церковь - главное сооружение мемориала "Казацкие могилы" в селе Пляшевой - возможно, самобытных произведение архитектурного модерна в Украине. Замысел построить памятник казакам, павшим в Берестецкой битве, возник в 1908 году в инициативе Почаевской лавры, а именно архимандрита Виталия Максименко, который возглавил организаторскую работу и объявил сбор пожертвований.
Проект храма-памятника разработал студент архитектурного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств в Петербурге Максимов, ученик профессора Алексея Щусева, выдающегося мастера, который построил несколько настоящих шедевров церковной архитектуры стиля модерн в Украине. Сооружение Георгиевской церкви продолжалось от 1910 до 1914 года, руководил строительством Владимир Леонтович. А именно перед этим, в 1907-1909 годах, Максимов помогал А.Щусев реставрировать древнерусскую церковь Василия в Овруче и спроектировал сооружения для этого монастыря. Эти две работы - основная наследие В. Максимова, который умер незадолго до войны 1914 года. Георгиевская церковь привлекает внимание исследователей не случайно. Сооружение задумано и выполнено чрезвычайно смело, одновременно изящно и непринужденно.
Храм предназначался для торжественных служб, которые (по предложению В.Максименко) имели ежегодно проходить в девятую пятницу после Пасхи. Поэтому с самого начала было понятно, что ни одна, самая своим размерам сооружение не способна будет вместить многолюдье, которое крестным ходом завертится к месту битвы. Это препятствие было преодолено благодаря нежданному решению - вынести иконостас наружу. Церковь оказалась под открытым небом, паперть превратилась в солею.

Уникальные особенности церкви Неоднораз отмечали исследователи. Елена Годованюк и Маринила Говденко впервые обмеряли ансамбль "Казацкие могилы" в 60-е годы, когда там еще была ферма и, как вспоминали впоследствии, "кролики бегали по ногам". Они писали: "Традиционный крестообразный в плане храм лишен западного мышцы - нави. На месте ее - большая (21х12 м) сложной формы открыта паперть-стилобат. Как и весь двор ансамбля, она рассчитана на размещение большого количества людей. Западное, главное лоб Георгиевской церкви, обратно к паперти, задумано как "экстерьерный" иконостас ". (...)
И в архитектуре, как и в любом другом искусстве, весит не только ЧТО, но и КАК сделано. Стиль модерн, в котором работали учитель и его ученик, использовал исторические прототипы. К этому творческого метода обращались Архитекты и раньше, например, романтики в начале и эклектики в конце XIX века. Однако каждый раз они действовали иначе. Мастера модерна никогда не копировали исторический прототип, как ретроспективисты, и не брали отдельные детали, чтобы украсить ими фасады, как эклектики. Для мастера модерна исторический прототип - это художественный образ. Он повторяется, иногда очень близок к першовзору, но артистически преобразован, усиленный и подчеркнутый чувственным эстетическим переживанием архитектуры прошлого.

Если внимательно присмотреться к очертаний Георгиевской церкви в плане, становится понятно, что она вместе с папертью-Соле образует характерный план девьятидильнои крестообразной церкви. Как известно, девьятидильна церковь состоит из равнораменным креста, вписанного в квадрат. Совпадение особенно хорошо заметен, если сравнивать этот очертание с планами нескольких известных девьятидильних украинских церквей XVII-XVIII веков: Троицкой церкви Густынского монастыря (1672-1676), Спасопреображенский церкви в селе Больших Сорочинцах (1732), Николаевского собора в Нежине (1658) и другие. Но прежде следует выделить деревянный девьятидильний, девьятиверхий Троицкий собор в Новомосковске (бывший запорожской Новоселицы, или Самарчик), который построил в 1772-1781 годах народный мастер Каким Погребняк. Не только формы, но и общие размеры планов этих сооружений (в пределах 24-28м) очень близки к размерам Георгиевской церкви.
Из этого сравнения следует, что оригинальную объемно-пространственную композицию храма в Пляшевой был создан благодаря архитектурному перекрой мнимой девьятидильнои девьятиверхои церкви. Он отрезал три западные камеры, которые были опущены в грунт (именно они образовали склеп и подземную церковь Параскевы-Пятницы, чей абрис на почве повторяет солей). На поверхности остались две трети церкви. За это говорит тот факт, что наземная церковь имеет шесть верхов - случай уникальный. Главное лоб составляет, по сути, плоскость архитектурного перекрой. Внешняя аркзнаком внутренних подпружных арок. Надворный иконостас открывает бы вид на раскрытый внутреннее пространство апсид.
Итак, одна из составляющих технологии архитектурного проекта - перекрой стал средством художественной выразительности. Церковь как архитектурное сооружение ничего не потеряла, а, наоборот, приобрела таинственного и одновременно ясного характера. Этажи ее обозначают исторические и культурные символы. Подземная церковь с захоронениями святых мучеников - традиция, уходящая первохристианских монастырей и даже еще более ранних, дохристианских гробниц, отражающие представления многих старинных народов о сакральное пространство, поделен на три части, которые соответствуют трем сферам космоса - подземной, земной и небесной. Эти части сочетались "космической осью", вертикаль ее кое воплощаемые в центральном столбе в погребальной камере (например этрусский гробница в Казале Мариттимо вблизи Вольтерры первой половины VI в. До н.э.). За тот же сакральный столб, "мировую ось", или "мировое дерево" можно считать имеющуюся в подземной камере-захоронении кирпичную полую колонну, заполненную костями погибших. Обычай хоронить останки в нишах стен захоронения так же тянется с давних времен.

Над подземной церковью, подземным иконостасом Параскевы-Пятницы размещено первый наземный торжественный иконостас небом. На со-лей перед придворным иконостасом выходит световой колодязьлихтар - свет из него падает столбом на стеклянный саркофаг, размещенный в церкви Параскевы-Пятницы. А церковным куполом, сакральным "небом" Георгиевской церкви становится настоящее небо над "Казацкие могилы".
Сравнение с пещерными храмами довершает подземный тротуар, соединяющий перенесенную из села Остров деревянную церковь св.Михаила с гробницей и церковью Параскевы-Пятницы. Существует предание, что именно в этой церкви молился Богдан перед битвой. И хотя это только легенда, но древняя церковь, внутри которой сквозь отверстие в полу широкие ступени ведут в подземелье, как в глубь веков, является материализованной связующим звеном между историческими временами. (...)
Если окинуть взглядом наземную часть церкви в целом, то она на самом деле очень напоминает старинный пятиглавый крестообразный храм, а именно - знаменитую церковь в Низкиничах на Волыни. Причем похожа не отдельными деталями (они как раз разные), а своим образом. (...)
В "казацких могилах" объединены на одной территории настоящую деревянную церковь XVIII века и церковь начала XX века в стиле модерн, созданную к тому же контаминацией многих исторических прототипов и отдельных деталей.
Церковь в Низкиничах, кажется, является стержневым образом всего ансамбля "Казацкие могилы". Построенная на Волыни 1653, она является свидетелем событий Хмельницкой и начинает ряд выдающихся пятиглавый крещатых храмов, отличаются стройной пирамидальной композицией масс. Она сначала была окружена глубоким рвом , валом и деревянными рублеными стенами.

Мемориальный ансамбль "Казацкие могилы" создан тоже в виде уфортификованого двора, с стенами и искусственными рвами. Центральное сооружение его - Георгиевская церковь. Именно такое решение напоминает символично боевой казацкий лагерь. Хотя немного театрализованные формы стен и башен, известные нам по перспективному рисунка, напечатанного "Почаевская листке", далекие как от одного, так и от второго прототипа.
Именно Георгиевская церковь производит совсем другое впечатление, если осмотреть ее с разных сторон. Когда медленно обходить сооружение от главного западного лба, то замечаешь: все подчинено идее строгой торжественности. Большая арка, которая открывается на плоскости фасада-перекрой, является не только острым архитектурным приемом, но и символическим олицетворением триумфальной ворот. Тимпан арки включает в себя иконостас, изготовленный из красного и черного гранита с георгиевскими крестами и прекрасными иконами кисти Ивана Ижакевича. Всю плоскость над иконостасом заполняет композиция "Голгофа" этого художника. Такая значительная площадь рисунки на фасаде впечатляет. И этот прием имеет двойной смысл. Разрисованный грандиозный тимпан, контрастирующий с чистой поверхностью арки - это изображение покрытого фресками внутреннего пространства церкви, а с другой стороны - продолжение древней традиции. Наружная рисования украшали фасады величественных памятников прошлого, например, Успенского собора Московского кремля или Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, где расписан всю западную стену ц рквы.
Включение монументальной живописи в композицию фасадов присуще и модерна. Мозаики вокруг порталов есть в Почаевском Троицком соборе А. Щусева. Арку-ворота, словно две башни, фланкирующих боковые объемы северного и южного ветвей креста. За аркой смирно поднимаются четыре верхом, над которыми царит высокий центральный.
При дальнейшем движении вокруг сооружения открывается стремительная вертикаль северного (или южного) фасада, которой обрывается отрезана и погружена под грунт треть церкви. Еще несколько шагов - и внешний вид церкви приближается к образу храма в Низкиничах. Хотя объемы Георгиевской церкви высшие (наземная часть ее двухъярусная), но общие пропорции те же. Родство композиции, которую в обоих случаях создают три нижние верхом и чуть больше центральный, подчеркивает сдержанный декор, хотя в основных чертах является барочным, однако своей, присущей модерна, графичностью более подобен декора церкви в Низкиничах, чем к сочным форм настоящего барокко .

А завершает обход восточное лоб, которое вновь приобретает торжества благодаря плотно сгруппированным шести верхам, Которые несутся вверх, - их можно увидеть полностью только отсюда. Тонкую игру исторических напоминаний довершает такая деталь: пространные пивкружжя с поребрика, единственное украшение граней центрального подбанниках, случаются в древнейших византийских храмах.
Внутренняя организация Георгиевской церкви Основывается на базовом першовзоры - девьятидильному Крещатый храме. Центральный верх опирается на подпружные арки, переход от арок к восьмерика подбанниках обеспечивает система тромпов.
Как утверждает И.Свешников, первый этаж наземной церкви изначально было задумано только как алтарь. Это вызывает удивление, ведь просторный зал составляет две трети целого. Так или иначе, но алтарную перегородка была установлена на привычном месте, в восточной части церкви. Таким образом, на первом этаже оказались два иконостаса, посвященные Св.Георгия. Здесь иконы тоже писал Иван Ижакевич.

В южном и северном плечах креста - широкие витые лестницы, ведущие вверх (на второй этаж, где размещены придел святых великомучеников Бориса и Глеба), и вниз (в церковь Параскевы-Пятницы). Поэтому мышцы не только внешне напоминают те башни, фланкировали фасады древнерусских церквей византийского типа, но и выполняют ту же функцию - лестницы на развитые хоры. Второй этаж церкви раскрывается в центральное пространство через широкие подпружные арки. Стены храма разрисовали почаевские художники Александр Корецкий и Филипп Пилипчук.
Генеральный план мемориала "Казацкие могилы» не воплощен до конца. До сих пор не известен автор. Возник целостный замысел сразу, или композиция формировалась постепенно? Сами "Казацкие могилы" с их подземными тротуарам, древней и новой церквями, торжественными службами небом подобные драматического произведения, имеет свой сюжет, завязку, кульминацию, развязку. Отдельный подземный тротуар ведет с подземной церкви к пойме реки Пляшевки, в направлении тех мест, где происходили трагические события отступления казаков.
Сейчас мемориал по проекту построен только в основном. Не построено колокольню, центральный вход, мосты, нет южного стены, башен. К сожалению, есть и потери: еще в 1915 году вывезено и не возвращены картины битвы, которые содержались в тимпанах арок западной стены. Сравнительно недавно было разрушено так называемый "новый" отель. Территория мемориала теперь меньше, чем отводилась по генеральному плану.
Нынешнее состояние мемориала - неудовлетворительное. Заповедник требует развития и упорядочения, в частности следует воссоздать некоторые черты исторического генплана. Однако возможны и новые решения, которые будут развивать основной принцип создания мемориала - смелое, но одновременно тактично-мастерское использование исторических мотивов при условии неприкосновенности исторического ансамбля.



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в согласовании с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик Не «Пляшевая" же ее называть?
Бку и прах?
Возник целостный замысел сразу, или композиция формировалась постепенно?