Реестр военнообязанных. Почему "косить" от армии станет почти невозможно

Постепенно, но уверенно Украина идет в ногу с прогрессом. Все большее распространение получают различные сервисы электронного управления, а электронные базы данных все чаще заменяют кипы бумаг.

Не миновала эта участь и общенациональный реестр военнообязанных, которого, по сути, до недавнего времени не существовало вообще. Собственно, его и до сих пор не существует, потому что такой реестр еще предстоит создать. Однако, сейчас это уже имеет все признаки факта в режиме ожидания.

14 апреля 2017 президент Украины Петр Порошенко подписал законопроект о создании "Единого государственного реестра военнообязанных" , Поставив точку в многолетнем законодательном процессе этого вопроса, и начав новую главу в процессе другом - его реализации.

Процесс этот был непростой и пока этот закон попал к президенту на стол, он прошел долгий и тернистый путь.

Разговоры об автоматизированной электронную базу данных военнообязанных Украинский шли не один год. Особую актуальность они приобретали во время частичных мобилизаций, в частности на той их стадии, когда выполнение мобилизационного плана оказывалось под угрозой срыва. По разным причинам: то военнообязанные прятались и военкоматы не могли их найти, то военнообязанные "порешали" вопросы и уверены, не чисты на руку военкомы, переставали их видеть, то имели место другие объективные и субъективные факторы ...

Собственно, введение единого реестра военнообязанных, в виде единой электронной базы данных, и было призвано решить все эти проблемы, исключив или, по крайней мере, максимально усложнив, саботаж и уклонение от призыва или мобилизации.

Однако, как это часто бывает в нашей стране, прогрессивное со всех сторон вопросы чуть ли не на каждом шагу подвергалась палки в свои колеса.

Еще в декабре 2015 года Министр обороны Украины Степан Полторак сообщил, что в рамках реформирования обороноспособности страны завершается создание единого реестра военнообязанных. Кстати, эту украинскую инициативу поддержали и в НАТО.

"В 2016-м году военкоматы будут реформированы в единые центры обслуживания военнослужащих", - отметил он тогда в ходе публичного отчета о выполнении программы деятельности Кабинета министров Украины.

Однако несмотря на это, вопрос длительное время никак не могло сдвинуться с мертвой точки и затянулось до 2017 года. Виной всему Верховная Рада Украины, которая 2 февраля 2016-го года не поддержала соответствующий законопроект - лишь 174 голоса ЗА во время сигнального голосования в первом чтении. Что интересно, не голосовали в полном составе фракции "Оппозиционный блок" и "Возрождение".

А еще раньше, 3 ноября 2015 года парламент направил проект закона о "Едином государственном реестре военнообязанных" в комитет для подготовки на повторное первое чтение.

Основные замечания депутатов касались того, что в таком реестре отсутствует защищенность персональных данных. А депутат Владимир Парасюк с трибуны Верховной Рады заявил тогда, что: "Нельзя делать никакие электронные списки военнообязанных, потому что они завтра же будут на столе у ​​Путина".

К чести Министерства обороны, оно не казалось и наконец было вознаграждено за свою принципиальность и настойчивость в данном вопросе. 18 октября 2016-го года, Верховная Рада Украины со второй попытки приняла-таки за основу законопроект о "Едином государственном реестре военнообязанных" . На этот раз ЗА проголосовали 228 депутатов.

Голосование же в целом прошли до 16 марта 2017 и соответствующее решение поддержали 236 депутатов , А 14 апреля 2017 года, как уже известно, его подписал президент Украины .

Полный текст закона можно найти на сайте Верховной Рады Украины, поэтому мы остановимся лишь на основных его принципах и проанализируем - какие последствия может иметь данный закон.

Согласно этому закону, единый государственный реестр военнообязанных - это автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для сбора, хранения, обработки и использования данных о военнообязанных (призывников), созданная для обеспечения воинского учета граждан Украины.

При этом владельцем персональных данных военнообязанных (призывников) в данном едином реестре является Министерство обороны Украины, а распорядителем персональных данных - Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины.

Органами же администрирования данного реестра являются областные военные комиссариаты и оперативные командования (в пределах полномочий по военно-административным делением территории Украины).

В единый реестр планируются заноситься и храниться в базе данных следующие сведения военнообязанных граждан Украины в возрасте от 17 до 60 лет:

- персональные данные (в частности, также и место жительства и место пребывания, сведения о занятости (код предприятия, место работы, должность), сведения о привлечении к уголовной ответственности, сведения о дате выезда за пределы Украины и дату возвращения на территорию Украины;

- служебные данные (в частности, данные о воинской обязанности (достижение призывного возраста и постановка на воинский учет, призыве на военную службу, вид прохождения военной службы, увольнения с военной службы, зачисление в запас или в отставку, исключение из военного учета (обновления ), наличие отсрочки от призыва)).

Формирование базы данных единого реестра на этапе его введения в эксплуатацию осуществляется путем переноса сведений, предоставленных ЦИК, Госпогранслужбой, МОН, ГТСУ, ДФС, а также перенос данных военнообязанных (призывников) с учетных карточек и личных дел военкоматами.

Такая база данных должна помочь ведению воинского учета; планированию и выполнению мероприятий мобилизации, призыва на срочную военную службу, принятию на военную службу по контракту; информационному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, имеющие право на пенсию, и членов семей погибших военнослужащих.

Сами военные приветствуют принятие данного закона. Так, по словам в.и.о. первого заместителя начальника ГУ оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ полковника Николая Садекова , Создание Единого государственного реестра военнообязанных позволит сформировать централизованную базу данных военнообязанных и призывников, а также поможет максимально достоверно и рационально планировать мобилизационное нагрузки в регионах, уменьшит коррупционные факторы в военкоматах.

При этом полковник Садеков уверяет, что электронные базы данных ЕГР военнообязанных будут доступны чиновникам, связанным с призывом только в пределах их компетенции. Например, в районных военкоматах смогут оперировать данными лишь в отношении своего района. А вот на уровне Генштаба можно будет получить доступ ко всей информации, но не скопировать ее.

Собственно, если посмотреть объективно и беспристрастно, то в эпоху современных технологий и расцвета электронного управления, даже в мирное время вести бумажные базы данных - это жить вчерашним днем.

Однако, в районных военных комиссариатах еще пылятся десятки, а то и сотни тысяч личных дел призывников. Тона архивных документов поднимали и перебирали вручную в 2014-м году, когда началась война, однако качественный отбор специалистов все равно оказался невозможным - данные были неточны, неактуальны, а порой их не было вообще.

При старой системе поиск нескольких сотен военнообязанных нужной специализации растягивался на несколько дней, во время войны является нерациональной тратой времени. Новые же правила базируются на практике реестров во многих странах мира и имеют упростить поиск кандидатов в армии.

Но новому закону обрадовались не все. В первую очередь против создания такого реестра выступают те, кого принято называть «пятой колонной», или «агентами Кремля". Ведь единый электронный государственный реестр военнообязанных позволит гораздо быстрее и проще в случае необходимости провести мобилизацию, повысив тем самым обороноспособность нашей армии. Более того, некоторые аналитики утверждают, что если бы такой реестр существовал по состоянию на начало 2014-го года, то вполне возможно, что войну удалось бы выиграть еще на начальном ее этапе.

Также против единого электронного реестра военнообязанных выступают и будут выступать те, кто привык «косить» от армии - это понятно, ведь теперь им спрятаться (или «спрятаться», «поришавшы" вопрос с кем нужно) будет в разы сложнее. К тому же нечистых на руку военкомов согласно данного закона будет ждать административная ответственность, а электронная система не позволит им вмешиваться в реестр бесследно.

Разработчики системы утверждают, что электронный реестр хранить все данные независимо от того, отработал коррупционер свой взятку или нет. Кроме этого, компьютерная система имеет несколько степеней защиты данных и доступа к ним.

Правда, есть для "косарей" и нечистых на руку военкомов и хорошие новости: полноценный старт работы данной электронной системы запланирован на 2019-й год, но специалисты уже сейчас прогнозируют, что на самом деле для этого понадобится еще больше времени. Ведь сам процесс оцифровки данных с бумажных носителей может затянуться на годы.

Тем не менее, не может не радовать сам факт, что несмотря на мощное сопротивление определенных антигосударственных элементов и антиукраинских политических сил, украинская армия таки реформируется, пытаясь шагать в ногу со временем.