Главная Новости

Как украинским контрабандистам прощают угнанные мотоциклы

Опубликовано: 09.05.2018

В полиции похвастались: несколько элитных мотоциклов, которые угнали в Европе и нашли в Украине, вернули хозяевам. 30 байков прятали в одном из гаражей в Черновцах, пока их не обнаружили во время обыска.

Но эта история не единичная. В регионе, который граничит с несколькими странами, хранение краденого транспорта – системная проблема. И как выяснила «КРАПКА», зачастую правоохранители, поймав скупщика за руку, просто его отпускают.

Тридцать байков попали в поле зрения полиции Черновцов в конце 2017 года. Когда местный житель не смог объяснить, откуда у него взялись транспортные средства и почему они без документов, всю партию арестовали. Позже удалось найти хозяев некоторых мотоциклов. Иностранцы удивились возврату техники: они уже и не надеялись ее увидеть.

«Три элитных мотоцикла Harley-Davidson и один Mustang, общей стоимостью около 65 тыс. евро, уже нашли своих владельцев. Граждане Италии предоставили все необходимые документы для подтверждения права собственности на указанный транспорт. Для его получения в Черновцы приехали двое итальянцев», – сообщили в пресс-службе полиции Черновицкой области.

Перебивают номера и продают за 5–6 тысяч долларов: как работает схема

В том, что правоохранители обнаружили такую крупную партию ворованных мотоциклов, нет ничего удивительного: Черновицкая область уже много лет остается центром по «отмыванию» криминального транспорта, который завозят из Европы.

 

«Таких автомобилей там очень много. Более того, контрабандистов даже предупреждают, если к ним из Киева собираются приехать с проверкой или облавой. И пока проводят рейд, весь сомнительный транспорт с улиц буквально исчезает», – на правах анонимности рассказал «КРАПКЕ» полицейский, несколько лет работавший на Буковине.

А по словам главы черновицкой ячейки организации «Стоп коррупции» Николая Петиченко, местные активисты подозревают, что контрабанду в приграничье прикрывают сами силовики.

«Контрабанда транспорта у нас явление массовое. В ней участвуют почти все службы, и мотоциклы – это мелочи. Дорогие джипы-паркетники, внедорожники проезжают через границу, и никто их не трогает. Насколько я знаю, есть несколько способов, как это сделать. Во-первых, у контрабандистов могут быть договоренности с начальниками погранслужбы и разведки. Тогда через границу по «зеленке» провозят три-четыре джипа. На них делают документы-двойники, и машины катаются по Украине. Второй вариант – легализация через таможню. Допустим, из Украины в Румынию заезжает Range Rover. А с его номерами и документами в Украину въезжает краденый автомобиль. Через пять дней Range Rover возвращают в Украину с его же номерами – просто составляют документы о том, что он якобы выезжал из Украины. Даже если кого-то и ловят на таких схемах, то дела, скорее всего, закрывают за взятки», – поясняет Николай Петиченко.

Он считает, что обнаруженные мотоциклы угнали не по заказу (тогда их не было бы так много), а для продажи случайным покупателям.

«Крадут элитные мотоциклы и с помощью подкупленных смен на украино-румынской границе завозят их в Украину. Что происходит с ними дальше, я сказать затрудняюсь. Но скорее всего, или делают «двойника», или перебивают номер. С мотоциклом «схимичить» намного проще, да и на дорогах их проверяют очень редко. И если байк стоит 10 тыс. долл., то продают его за 5–6 тыс. долл.», – рассказал «КРАПКЕ» активист.

Украинские угонщики «напрягли» страховщиков во всей Европе

Угоны мототехники стали для европейцев настоящей головной болью. Причем их страховщики уверены, что основную массу преступлений совершают группировки из трех стран: Молдовы, Грузии и Украины. Преступники не только крадут мотоциклы с тротуаров, но и в буквальном смысле выносят целые склады, заметил автоэксперт Сергей Креймер.

«Вспомним свежий пример. Этим летом в Италии владелец мотомагазина закрыл его и на месяц уехал в отпуск. Вернувшись же, увидел, что помещение цело, сигнализация включена, а мотоциклов нет. Таких случаев много. И много обращений от украинцев, купивших мотоцикл, который оказался краденым. Недавно я был на съезде европейских страховых детективов в Монте-Карло, и там говорили, что большинство преступлений, в связи с которыми приходится платить страховки (угоны, «автоподставы»), организуют преступники из Молдовы, Грузии и Украины.

Мотоциклы обычно угоняют из мест, в которых пропажу заметят только через несколько дней, и после двойной перепродажи внутри ЕС завозят в Украину. Еще одна распространенная схема – угон мотоциклов и завоз их окольными путями (обычно через Румынию) в закрытых контейнерах под видом запчастей. В Украине благодаря  «хорошим знакомствам» на таможне таким грузам обеспечивают поверхностные проверки. А недорогие мотоциклы, которые воруют просто на улице, ввозят на «муравьях» по запчастям», – рассказал эксперт.

Угнанные мотоциклы, попав в Украину, становятся невыездными, ведь при любом пересечении границы таможенная система контроля обнаружит, что транспорт в розыске.

Продавцам краденого – год условно

Судя по приговорам, которые мы нашли в Реестре судебных решений, продавцов угнанного в Европе транспорта практически не наказывают.

Так, буквально на днях Шевченковский суд Черновцов осудил двух местных жителей за торговлю краденым мотоциклом. Спортбайк KTM 1290 Super Duke (цена нового – порядка 20 тыс.долл.) продали полицейским под прикрытием за 4700 долл. Выяснилось, что мотоцикл разыскивает Интерпол: его угнали год назад в Италии. И продавцы об этом знали. В итоге мужчин приговорили к году заключения с испытательным сроком один год и обязали снять арест с их имущества. А это более 40 велосипедов, мотоциклы, запчасти и 21 ферма для майнинга криптовалюты.

К тому же нет гарантии, что обнаруженное в Украине имущество вернется к хозяину в Европу, если при пересечении таможни база Интерпола просигнализирует: «Угон!» (такое, к слову, случается довольно часто).

Так произошло летом 2018 года в Черниговской области, когда на таможенном пункте «Новые Яриловичи» система среагировала на мотоцикл Harley-Davidson Road King. Согласно данным Интерпола, с октября 2012 года это транспортное средство значилось в Италии. Ехавший на нем украинец пояснил, что приобрел байк в 2013 году в Луганске и считает себя законным владельцем. Следователь попросил наложить на технику арест, чтобы установить, если на ней признаки подделки. Однако в суде посчитали, что наличие сведений о мотоцикле в розыскных базах Интерпола недостаточно веское основание для ареста. «Мотоцикл с ключами от него и свидетельство о регистрации транспортного средства на указанный мотоцикл вернуть владельцу, указанному в свидетельстве о регистрации транспортного средства», – постановила судья Ольга Павленко.

rss